Яндекс.Метрика

    Научно популярное

    «Фрикономика» Левитта: закон непредвиденных последствий

    «Зри в корень»
    Козьма Прутков

    Рассказ о прогремевшей на весь мир книге — такой как "Фрикономика" — положено начинать с перечисления регалий. Бестселлер «Амазона», прекрасные отзывы в прессе, автор — профессор, лауреат…

    Почему такой аннотации не хватит, чтобы вы сочли эту книгу достойной своего внимания?



    Все мы знаем, чего стоят эти оценки и премии. Порой они заслужены «без дураков» — но зачастую все плюшки достаются произведению, которое не представляет из себя ничего выдающегося, а всего лишь оказалось в нужное время в нужном месте. Вспомним нашумевший опус про «афедрон»: как вышло, что объективно некачественный роман получил значительную литературную премию? И только ли в литературе нужно искать корни этого явления?

    Стивен Левитт, автор «Фрикономики», прославился открытиями таких неочевидных причин. Он перелопачивает груды статистических данных, опрашивает людей; словно Шерлок Холмс, анализирует, сопоставляет — и выдает блестящее решение задачи, о самом существовании которой догадался лишь он.

    Я неточно выразился. Левитт не просто видит задачу там, где все видят данность — он видит, что ее решение далеко не очевидно. И не всегда удобно для общества. Что причина спада подростковой преступности в США — не рост экономики и культуры, а легализация абортов (если без обиняков, большинство потенциальных преступников убивают еще до появления на свет). Что порой выгоднее халтурить, получая мало и часто, чем работать на совесть и задорого. Что сделанное родителями до рождения ребенка влияет на его будущее даже больше, чем воспитание, а бассейн во дворе значительно опасней ружья в шкафу. Что богачи более склонны к мелким кражам, чем люди среднего достатка.

    В общем, не случайно в первой же главе он предупреждает: экономика имеет мало общего с моралью.


    Выпустив книгу, а затем и продолжение — «Суперфрикономику» — профессор Левитт не оставил своих изысканий. В блоге на сайте «Нью-Йорк Таймс» он пытается понять, почему крыши школьных автобусов красят белым, предсказывает успех односекундных рекламных роликов, обещает обладателям iPhone больше секса, чем владельцам Blackberry и Android… Порой так и хочется вспомнить афоризм про ложь, большую ложь и статистику — но каждую свою парадоксальную теорию Стивен подтверждает фактами.

    «Все это любопытно», — скажет скептик, — «но причем здесь Хабр, сайт про информационные технологии?!». Отвечу: «Фрикономика» учит методу. Объясняет, как искать ответы; искать активно, широко, непредвзято. Будь Левитт системным администратором, он не запостил бы на «IT happens» ни одной истории про «капризные» компьютеры и потусторонние явления в сети.

    «Фрикономика» учит совершать открытия. Если оно вам надо — советую купить.

    Сайт книги (на англ.)
    Русское издание книги