Ни о чём →
Отказ от письма — прогресс или регресс?
Последнее время идут разговоры о том, нужно ли вообще учиться писать от руки, если все идет к великому светлому будущему, когда будут одни электронные девайсы, а деревья наконец оставят в покое и не будут переводить на бумагу. Вот некоторые соображения, уважаемое хабрасообщество.
Не так давно в школах писали перьевыми ручками, и такие же разговоры возникали в связи с переходом на шариковые ручки. Вроде ничего не случилось, перешли. И я лично считаю, что сразу упал уровень каллиграфии. Именно письмо пером повлияло в свое время на форму букв в шрифтах, которые принято называть гуманистическими, когда ширина линий в букве различна и как бы зависит от того, под каким углом широконечное перо или какова сила нажатия при письме остроконечным пером. Шариковая ручка — отличная и практичная штука. Но письмо стало менее изящным — это факт.
Теперь все чаще речь идет вовсе об отказе от письма. Не знаю, как вас, а меня лично такая перспектива не радует. Вот несколько моментов навскидку.
1. Развитие мелкой моторики. Я думаю сложно спорить с тем, какое значение имеет мелкая моторика для развития ребенка. Ребенок и карандаш — это по-моему уже две абсолютно не разделимые вещи. Каллиграфия универсальна в данном случае. И физически развивает и умственно. Я лично не вижу никаких нормальных альтернатив. Возюкание пальцем по сенсорному экрану айпада не заменяет карандаша и бумаги. Как вариант развлечения — пожалуй.
2. Пишешь — запоминаешь. Когда я учился в школе, то труднозапоминаемые вещи, требующие больше заучивания, чем понимания, я иногда просто брал и переписывал в тетради. Запоминаемость возрастала многократно.
3. Рисунок — продолжение письменности. Если отменяем письмо, то что же делать с рисунком? Ему то учиться все равно нужно «живьем». И планшет в данном случае уже является просто дополнительным удобным инструментом. Все знакомые дизайнеры в обязательном порядке тренируют руку на «живых» рисунках. А многие эскизы так и делают вручную, сканируют, а уже потом «вакомом» доводят до ума.
4. Мыслишь — чертишь. До сих пор не могу приучить себя к тому, чтобы «размышлять» в компьютере. При чем не важно, что это — прототип, идея, текст или еще что-то. Беру чистый лист и рисую. Хотя это возможно дело привычки.
5. Подпись. Крестики будем ставить? ;)
6. А если я тайную записочку хочу передать? Через скайп? ;)
7. Иногда что-то проще объяснить другому, рисуя на бумаге.
Список можно продолжить.
Вообще почерк — это одна из составляющих индивидуальности. Я не буду оригинальным, если скажу, что по почерку многое можно сказать о человеке. И это наверное общая тенденция к деиндивидуализации общества.
Письмо от руки может остаться уделом дизайнеров, художников, иллюстраторов и, скажем так, высокообразованной части населения. Т.е. в каком-то смысле грамотность и письменность снова может уйти из широких масс.
Мне кажется, что отказ от письма — это все-таки регресс.
А вот от бумажного документооборота действительно отказаться не помешало бы, и это был бы серьезный прогресс.
Не так давно в школах писали перьевыми ручками, и такие же разговоры возникали в связи с переходом на шариковые ручки. Вроде ничего не случилось, перешли. И я лично считаю, что сразу упал уровень каллиграфии. Именно письмо пером повлияло в свое время на форму букв в шрифтах, которые принято называть гуманистическими, когда ширина линий в букве различна и как бы зависит от того, под каким углом широконечное перо или какова сила нажатия при письме остроконечным пером. Шариковая ручка — отличная и практичная штука. Но письмо стало менее изящным — это факт.
Теперь все чаще речь идет вовсе об отказе от письма. Не знаю, как вас, а меня лично такая перспектива не радует. Вот несколько моментов навскидку.
1. Развитие мелкой моторики. Я думаю сложно спорить с тем, какое значение имеет мелкая моторика для развития ребенка. Ребенок и карандаш — это по-моему уже две абсолютно не разделимые вещи. Каллиграфия универсальна в данном случае. И физически развивает и умственно. Я лично не вижу никаких нормальных альтернатив. Возюкание пальцем по сенсорному экрану айпада не заменяет карандаша и бумаги. Как вариант развлечения — пожалуй.
2. Пишешь — запоминаешь. Когда я учился в школе, то труднозапоминаемые вещи, требующие больше заучивания, чем понимания, я иногда просто брал и переписывал в тетради. Запоминаемость возрастала многократно.
3. Рисунок — продолжение письменности. Если отменяем письмо, то что же делать с рисунком? Ему то учиться все равно нужно «живьем». И планшет в данном случае уже является просто дополнительным удобным инструментом. Все знакомые дизайнеры в обязательном порядке тренируют руку на «живых» рисунках. А многие эскизы так и делают вручную, сканируют, а уже потом «вакомом» доводят до ума.
4. Мыслишь — чертишь. До сих пор не могу приучить себя к тому, чтобы «размышлять» в компьютере. При чем не важно, что это — прототип, идея, текст или еще что-то. Беру чистый лист и рисую. Хотя это возможно дело привычки.
5. Подпись. Крестики будем ставить? ;)
6. А если я тайную записочку хочу передать? Через скайп? ;)
7. Иногда что-то проще объяснить другому, рисуя на бумаге.
Список можно продолжить.
Вообще почерк — это одна из составляющих индивидуальности. Я не буду оригинальным, если скажу, что по почерку многое можно сказать о человеке. И это наверное общая тенденция к деиндивидуализации общества.
Письмо от руки может остаться уделом дизайнеров, художников, иллюстраторов и, скажем так, высокообразованной части населения. Т.е. в каком-то смысле грамотность и письменность снова может уйти из широких масс.
Мне кажется, что отказ от письма — это все-таки регресс.
А вот от бумажного документооборота действительно отказаться не помешало бы, и это был бы серьезный прогресс.
26.10.2011 10:46+0400