Яндекс.Метрика

    Будущее сегодня

    Модульная система перевозок или по 1 колесу — на человека

    Размышляя о судьбах развития цивилизации, после недолгой цепочки рассуждений о неизбежном развитии всех смежных технологий, необходимых для комфортной и безопасной перевозки людей и грузов на любые расстояния, пришёл к выводу, что все технологии у нас есть, чтобы начать задумываться о радикальной смене концепции транспорта уже сейчас.
    image
    Есть у нас понятие модульной транспортировки грузов, но, пока проблема решается не комплексно, она охватывает небольшую часть задач дорогостоящей контейнерной перевозки морских и сухопутных грузов.

    Решение, конечно, есть, или будет, поскольку есть или будет причина, её порождающая. Нам надо подойти к задаче с системной, информационной стороны, чтобы затем полученные решения (субзадачи) раздать разным отраслям промышленности.
    Клубок задач — действительно, немаленький и всеохватный. Именно поэтому обсуждение смежных вопросов начинаем вести не где-нибудь на государственном уровне (задача далека от постановки субзадач и от решений), не на форуме фантастов (все технологии для субзадач есть сейчас), не в среде бездельников (цель — не разговор, а решение), а здесь, в среде информационных технологий. Тем более, что половина задач будет связана с обработкой информационных процессов и не покинет рамок информационной индустрии.

    Общая идея решения задачи


    У нас есть масса способов средств передвижения людей, предметов и грузов.
    Начиная от карманов курток и пиджаков, заканчивая круизными лайнерами. Имеется в виду весь транспорт, начиная от почты и курьеров, заканчивая пассажирским. Проблема в том, что клубок решений этих вопросов сейчас занимает массу времени и денег у общества, у каждого из нас, вместо того, чтобы решить задачу комплексно, унифицировать процессы производства и обслуживания каждого элемента процесса.

    Вытекают из решения, сразу замечу, интересные результаты. Для затравки, перечислю их.

    Ключевые слова: модуль, салон, вагон.

    * Автомобили станут разборными, модульными. Каждый модуль обеспечивает свою функцию — колесо, стена, кузов (салон), двигатель.

    * Салоны собираются в модули для транспортировки грузов или людей в их внутренностях — исполняется режим контейнерной перевозки или «купейного вагона».

    * Неиспользуемые во время групповой перевозки модули отсоединяются и используются на месте по своему назначению в других перевозках.

    * Как следствие, нет необходимости в индивидуальных модулях, принадлежащих человеку или семье. Все модули доступны для общего пользования. Что не исключает обратного — личные салоны, колёса, стены машин. Не исключает неразборности машины, но всё это удорожает эксплуатацию и возможность пользоваться будущей инфраструктурой или её специфическими частями.

    * салон автомобиля как временное жилище разной степени комфорта. Гостиницы и вагоны из временных сборок салонов.

    * Стандарт салона — стандарт контейнера перевозки.

    * (Видеонаблюдение решает вопросы взлома, краж при уменьшении веса стен — вопрос не удивительный, но чтобы была понятна концепция решения — решается в тесной связи с ИТ.)

    * Нет необходимости в стоянках машин, если нет машин. Модули салонов подвозят людей и грузы к портам помещений (парковкам), где просто перемещают людей и грузы в жилища. Далее — дверь закрывается, и машины нет до следующей потребности в ней.

    * Парковка — это дверь в жилище размером со стену салона машины (примерно половина высоты жилища). В многоэтажных домах это, очевидно — дверь лифта. Для крупных грузов, также очевидно, предусматривается дверь полной (двойной) высоты.

    * Перевозка мебели и грузов из жилища не менее проста, как и людей — через дверь парковки.

    * Стены машины служат тепло-звукоизоляцией и дизайнерским решением. Могут дополнить и расширить салон, сконструировать многоместный салон из модулей.

    * Самое интересное. Присоединение салонов к общественному вагону выполняется во время движения вагона. Вагон может быть как простой сборкой модулей с минимальным общим каркасом, аналог машин для перевозки легковых автомобилей, но более компактная компоновка, или аналог автобуса (для передвижения используется часть колёс автомобилей), так и отдельным помещением на своих колёсах (аналог поезда). В этом случае салоны отсоединяются после перехода пассажиров или перемещения грузов, а шлюзы готовы для следующего присоединения модулей. Таким образом, быстродвижущемуся вагону нет необходимости останавливаться для принятия пассажиров или грузов, а им — пользоваться своим автомобилем всю поездку. Стыковка салонов-модулей к шлюзам возможна в любой момент пути.

    * Сборка салонов в «автобус» нужна для экономии энергии на перемещение (меньшее сопротивление воздуха), удаления из состава необязательных модулей (стен, колёс), компактности движения, перемещения пассажиров или грузов между модулями (сортировка, логистика на ходу), использования крупного транспортного тоннеля сечением 4 или 8 салонов.

    * Дорога — необязательное место перемещения одиночного салона. Наиболее удобен узкий тоннель (или автобан) для перемещений на короткие расстояния, от 200 м до 2-5 км по закрытой рельсовой дорожке. Плюсы — чистота, экологичность, высокая скорость и пропускная способность при отсутствии движения в местах жительства. Небольшие размеры тоннеля в ширину и высоту (2 посадочных места в ширину). Освобождение дороги через шлюз не мешает движению очередного транспорта в тоннеле. В малонаселённой местности нет необходимости в тоннеле.

    Реализация, размеры


    В общем, из тезисов уже наполовину понятна общая идея реализации. Имеем стандартный размер «автобуса», в который помещается в ширину 5 человек. Значит, с учётом стен имеем ширину легкового салона — половину современного автобуса. Высота — также половина высоты автобуса, поэтому модули салонов в него помещаются в 2 этажа.

    Как на ходу будут стыковаться модули в 2 этажа — это уже подзадача. Решение её даст описаные интересные возможности логистики. как отсоединяются стены и колёса — тоже подзадача, но для начала колёса можно оставлять на своих местах. Двигатель тоже рассматриваем небольших размеров, электро- или бензииновый, но важна модульность, чтобы экономить суммарное использование и простой модулей разных функций.

    Использование


    Итого, перемещение пассажира или груза размером и весом в 1-5 пассажиров представляется так. По запросу к двери перемещается ближайший салон требуемого качества (или он запланирован на указанное время; нет проблем купить индивидуальный салон и не покидать его всю поездку, пользоваться всегда, оплачивать владение или поместить у себя в квартире (2 на 4 метра — не так уж и много), гонять его порожняком между своими знакомыми со-пользователями — весь вопрос в количестве затрат). Он ждёт, сколько нужно, заказчика, есть оптимальные времена стыковки с поездами, если поездки дальние и с оставлением салона, но в остальном нет никакого напряжения в использовании. Расходы заказчик оплачивает по факту использования со всеми вытекающими микроплатежами.

    Микроплатежи рассчитываются честно, иначе такого прогресса не будет — транспорт для всех, а все не будут платить тройную и более цену по сравнению с альтернативой. Поэтому расходы должны быть минимальны и эффективны. Это другая подзадача — обеспечить честные микроплатежи. Пока что можно потренироваться на системе с сотовыми операторами (тема большой отдельной статьи), потом на транспорт переходить.

    Далее — для заказчика поездки (пассажира) всё очень просто. Он знает, как будет ехать и что его попросят сделать по дороге, если придётся переходить из салона в салон (напомним, что может для простоты заказать поездку в салоне непрерывно, от двери до двери и спать в дороге, проснуться на природе, вечером обратно — разница в счёте). Может следить за перемещением, общаться с другими по телефону, изменить планы, выбрав другой маршрут — катастрофического увеличения расходов не будет, потому что реальных затрат нет. Не поехал дальше — транспотру легче, расходов меньше, стоимость тоже меньше. Заказ билетов забывается как пережиток прошлого. Система работает на человека, а не наоборот. Если сначала поработать на грамотное проектирование системы… Без заложенных возможностей мошенничества и юридических казусов. В общем — это тоже подзадача, для экономистов.

    Таким образом, не противореча законам природы, человек или его грузы могут плавно перетекать из одного места в другое, пропорционально покрытому расстоянию и трудностям траффика. При этом человек не занимается дорогой — занимается полностью своими делами, изредка отвлекаясь на географию в случае изменения планов.

    С мелкими грузами проще — им не нужны большие лифты и большие тоннели. Но раз уж они есть, то мелкие грузы могут забрасываться в общий поток тоннеля, стыкуясь со стандартными салонами «легковых автомобилей». Т.е. задача транспорта мелких грузов будет решаться вспомогательно и иметь меньше энергозатрат. В частности, значительно удобнее будет перемещать товар для просмотра из магазина, чем покупателя к товару. Да и магазин — это сумма контейнеров с товарами, разбросанными в каждый момент по миру.

    Инфраструктура


    Как построить безопасный грузовой лифт с модулем-салоном — задача, в общем-то решённая. Только, учитывая массовость, безопасность должна быть выше.

    Наблюдение и платежи. Система предполагает раскручивание любых преступлений и справедливый расчёт, иначе она просто не будет существовать. Вернее, будет, но накладные расходы с охраной и толстыми контейнерами для грузов ударят по карману так, что лучше уж устроить наблюдение и разбор действий отдельных лиц на автострадах, чем платить за стальные стены и причинённый ущерб. Ну, пусть это нескоро, но ведь надо знать путь, прежде чем по нему идти?

    Экология и комфорт. Делается ради экологии и комфорта. Чтобы не увеличивать объём стоянок и дорог, время очередей, путь к транспорту и массу лишних несистемных расходов — эскалаторы, службы, работники, ряд моделей нестыкуемых немодульных машин. С более дешёвой и быстрой системой они сами станут невыгодными.

    С чего начать?


    Начать, думаю, надо с микроплатежей без грабительских комиссий в простых торговых расчётах, с системы коммуникации и видеологистики (обеспечить наблюдение доставляемого товара), с конструирования модульного автомобиля, собираемого на ходу в состав-автобус. Последнее — ключевое, но успехи в мире очень невелики. Достаточно посмотреть, что пишут на тему «modular transportation». Тем не менее, что можно придумать более логичное и очевидное, чем такая система транспорта, а не всё более мощные автостоянки и потоки отдельных машин?