Яндекс.Метрика

    Обучение

    Российское IT-образование. Итоги обучения в цифрах


    Статья раскрывает итоги (в сухих цифрах и графиках) 5-летнего обучения по IT-специальности (Программное обеспечение вычислительной техники) в одном из провинциальных ВУЗов России. Статья не является рекламой ВУЗа в котором учился автор.

    Буквально через 3 месяца я буду стоять перед дипломной комиссией и с невероятным энтузиазмом (а может и нет) рассказывать на сколько мой диплом крут и как в нем сейчас нуждается человечество. Но чтобы дойти до этого этапа пришлось немного потрудиться.


    Начнем сначала. Крупнейший ВУЗ в нашем городе с техническим направлением и хорошей репутацией — условия для получения IT образования идеальны и сдав ЕГЭ я поступил на ПОВТ. Проходной бал в 2006 году с двух экзаменов (математика, физика) — 142. Конкурс — 3,5 человека на место. На первый курс тогда поступило 120 человек — ровно четыре группы по 30 человек. Сейчас на нашем потоке две группы общей численностью порядка 50 человек. Наша специальность славится т.н. академщиками — людьми которые остаются в академический отпуск (как правило из за учебы) и ровно через год продолжают обучение с того-же курса но уже с другим потоком. Таким образом за весь цикл обучения на моем потоке было бы порядка 240 человек. Т.е. получает диплом только каждый пятый.

    Причина достаточно проста — чрезмерная перегруженность образовательной программы. Люди попросту начинали не успевать, объем все увеличивался, все это наваливалось и они опускали руки. Конечно, возможно надо было просто правильно все планировать, но опыт показывает как даже лучшие из нас (с медалями и высокими баллами по ЕГЭ) сдавались.

    Сейчас не об этом. Образовательная программа достаточно стандартная. Самые яркие дисциплины:

    1 курс: Программирование, Информатика, Организация ЭВМ, Линейная алгебра;
    2 курс: ООП, ОС, Матан, Структуры данных, Теория вероятностей;
    3 курс: БД, Языки и Компиляторы, Теория Алгоритмов, Матлогика, Матан, Функциональный Анализ, Системное программирование, Функциональное пограммирование;
    4 курс: Вычислительная математика, Компьютерная графика, Архитектуры ВС, Паттерны проектирования, Технология разработки ПО;
    5 курс: Многопоточное/параллельное программирование, Системы ИИ, Сети ЭВМ;

    Самыми сложными были 3 и 4 курс. Например, за семестр 4.1 надо было сдать 56 лабораторных работ. Лабораторная работа — это как правило, программа которую нужно написать на любом языке/стеке технологий. Важно, чтобы она решала поставленную задачу. С первого взгляда может показаться, что 56 лаб за семестр — это мало. Снова приведу пример. Лабораторная работа по ТехПО №5 (семестр 4.1) — 20к строк. Лабораторная работа по компиляторам (2 часть) №2 (семестр 4.1) — 3к строк и т.д.

    Безусловно, не всегда получаются такие объемы. Возможно, автор — чокнутый гик, которому нравится генерировать тонны кода.

    Перейдем к графикам. Мне удалось посчитать общее количество кода написанного за 5 лет в университете. Конечно я не псих и не делал это вручную. Есть замечательная программа — cloc.



    Со второго курса я стал уделять все больше времени Java. Как результат — львиная доля моего кода написана на языке Java.

    Думаю комментарии для этой таблицы бессмысленны.

    PS


    Я не пытался раскритиковать свой ВУЗ. Я очень рад, что мне выпала возможность закончить именно его. Я горжусь своим дипломом. Я выражаю огромную благодарность нашей кафедре Прикладной Математики — за труды и терпение и за то, что сделали из нас отличных профессионалов.