Яндекс.Метрика

    Обучение

    ПО для организации очной формы обучения

    Рассуждения на тему систем очного обучения и организации образовательного процесса 2.0
    … Во многих ВУЗах есть факультет дистанционного обучения, на котором, как правило, используется специальное ПО для обеспечения и облегчения процесса обучения. Почему же, в этих ВУЗах, не используются ПО для облегчения ведения процесса очного обучения? Система очного обучения(СОО) смогла бы избавить преподавателей от ненужной бумажной волокиты, от хранения тонн бумажных отчетов студентов, от составления списков прогульщиков, выставления рейтинга, дала бы дополнительные возможности такие, как: оповещение студентов(рассылка, новости, блог преподавателя), статистика по студенту/группе/потоку/месяцу/году.
    Итак, давайте поговорим о ПО для очного обучения…

    Здравствуй, Хабр!

    Вступление


    Поскольку это статья первая у меня, несколько слов обо мне вместо предисловия:
    Мне 21 год, живу в столице Беларуси, работаю в сфере IT(php developer), официально 2 года, неофициально – 4. Учусь на 5ом(последнем) курсе, по специальности «микро- и наноэлектроника» на дневном и бесплатном отделении. Свой путь самурая, начинал как простой игрок онлайн игр, изучав досконально все аспекты каждой игры, в которую играл, переходил на следующий уровень – администрирование этой игры. Так появился сервер, на котором я был полноправным админом, надоело отвечать на вопросы игроков, проводить конкурсы и т.д. – стал писать игровые скрипты с автоконкурсами, опять скучно – занялся совершенствованием сайта игры, так и докатился до PHP, web-программирования и начала своей рабочей деятельности в небольшой IT конторе(привет Зенонису), где и начал читать Хабр, потому как многие, там, его читают(еще раз привет). Уже довольно давно хочу получить инвайт, но до сих пор этого у меня не получалось, были две попытки написать статью, но, зайдя в поиск по хабру, был расстроен, что похожие статьи были написаны до меня и опустил руки. Начал ждать, когда тема статьи сама найдет меня, и это случилось, и помог мне в этом, в добровольно-принудительном порядке, мой универ. Через две недели у меня заканчивается преддипломная практика и мне необходимо написать, чем я занимался 3 месяца. Тема моего диплома «Интернет система для организации обучения по дисциплинам микро- и наноэлетроники», как видите, не очень связано с моей специальностью, но, это, наверное, единственное, что я и правда могу сделать. В этой статье я опишу систему для упрощения процесса обучения, о ПО, которое сделает обучение оптимизированным, интересным, сэкономит время преподавателей и учеников.

    Я начал писать систему с декабря 2009 года и, планирую закончить базовый фукнционал к лету 2010. Название системы пока что – “Система эффективного обучения” (СЭФ) и это не система дистанционного обучения(СДО), которых сейчас много. Во многих ВУЗах есть факультет дистанционного обучения, на котором, как правило, используется специальное ПО для обеспечения и облегчения процесса обучения. Почему же, в этих ВУЗах, не используются ПО для облегчения ведения процесса очного обучения? Система очного обучения(СОО) смогла бы избавить преподавателей от ненужной бумажной волокиты, от хранения тонн бумажных отчетов студентов, от составления списков прогульщиков, выставления рейтинга, дала бы дополнительные возможности такие, как: оповещение студентов(рассылка, новости, блог преподавателя), статистика по студенту/группе/потоку/месяцу/году.
    Итак, давайте поговорим о ПО для очного обучения. Я опишу систему так, как вижу её я, а вы напишите то, что было бы полезно реализовать в ней еще.

    Концепция СЭФ


    1) Простая, интуитивно-понятная система, в ней может разобраться практически любой человек.
    2) Изначально будет использоваться в пределах одной кафедры университета, а затем и всего университета. (стараюсь предусматривать возможности использования в пределах целого университета, но, учитывая требования моего руководителя диплома, понимаю, что система должны быть супер гибкой, потому как у всех преподавателей разные методы обучения, начиная с ситемы оценок, заканчивая системой контроля).
    3) Очень сильная привязка к расписанию и календарю занятий, сильное взаимодействие всех объектов системы (курсы-раписание-календарь-студенты-посещения-контроль).
    4) Дружелюбный интерфейс, полезность и актуальность информации для студентов. Информация размещенная на сайте, действительно, будет полезной для студентов.
    5) Полная автоматизация. Минимум действий для преподавателей, всё, что может происходить автоматически, в таком режиме и будет работать.

    Работа системы


    Работу системы можно разделить на три сообщающихся части или три базовых типа пользователей: администраторов, преподавателей и студентов. Все начинается с адмнинистраторов.

    Администратор.

    Выполняет роль настройщика системы:
    • задает учебный график(время начала пара и временные рамки семестров);
    • создает факультеты, кафедры, специальности;
    • задает x-бальную систему оценок;
    • выставляет права доступа для всех других типов пользователей;
    • добавляет преподавателей, студентов; (студентов может добавлять и преподаватель);
    • заполняет расписание преподавателей(это тоже может делать и преподаватель);


    Как только, администратор выполнил начальные настройки системы и добавил преподавателей, за дело берутся преподаватели.

    Преподаватель.

    1) Курсы:

    Зайдя в систему, добавляет(если еще нет) студентов и переходит к созданию своих курсов. Преподаватель может создавать различные курсы, различных типов(лекции, практические, лабораторные), может прикреплять файлы к курсам, подписывать на них группы студентов, писать список литературы курса и его описание. Внутри курса, преподаватель создает занятия, если, например, ему необходимо прочитать 32часа лекций, то он создает 16 занятий(пар), к которым может также прикреплять файлы, менять очередность занятий, может даже объединять их в разделы.

    Внутри курса есть вкладка «Контроль», в которой он может добавить список контрольных вопросов с вариантами ответов и без. Что интересно, курсы «многоразовые», не надо каждый год создавать их заново, достаточно подписать новые группы на этот курс. Со временем, наполнение курса станет информативным, преподаватель присоединит к занятию/курсу/разделу методички, дополнительные материалы, видео- и аудиозанятия, заполнит описание каждого занятия, так, что студент будет знать, что конкретно он узнает, прийдя он на пару.

    2) Расписание:
    Далее, преподаватель переходит к заполнения расписания (если за него это не сделала администрация). Выбирает из списка, один из своих курсов, указывает у какой группы будет проходить занятие и по каким дням, неделям и времени (к слову, в моем ВУЗе расписание поделено по неделям, есть четыре недели занятий, которые повторяются друг за другом, на протяжения учебного года ). Преподаватель заполняет расписание на эти 4 недели, и оно наносится на календарь, в котором высчитывается занятие для каждой даты, т.е. посмотрев на календарь, можно увидеть какое занятие грядет (его название, файлы к нему и прочее).

    На этом месте запуск системы завершен. И она готова к использованию. Теперь опишу студента, как он ведет себя в системе.

    Студент.

    Может зайти в свой профиль на сайте, посмотреть список своей группы(узнать отчества, контактные телефоны). Видит свой календарь, с наступающими событиями(лекциями, лабами и др.). Он видит, какое занятие его ждет, что он там услышит, узнает, может скачать файлы к занятию и подготовиться заранее(ха-ха:)). Думаю, удобной была бы возможность распечатать свое расписание или календарь, чтобы оно было всегда под рукой, в отсутствии электроники с Интернетом. Студент может посмотреть свою статистику, может ужаснуться своей плохой посещаемости, и образумиться(опять ха-ха:)). Или увидеть, что он не допущен до следующей лабораторной работы и побежать в деканат заполнять бумажки для допуска. Студент видит новости от своих преподавателей, может прочитать их блог, или узнать, что он должен выполнить контрольную. От студента, в системе, ничего практически не требуется, для него это, в основном, просто удобный сайт с нужной инфой и материалами.

    Итак, представьте, время бежит, семестр в разгаре, как система будет работать в действии?

    Преподаватель.

    3) Журнал посещений:
    Постоянно заполняет журналы посещений, ему нужно знать, как оценивать студентов, кого погонять на экзамене, а кому дать поблажку за хорошую посещаемость. После того, как любое занятие прошло, в календаре около него появляется кнопочка – «Журнал посещений», по нажатию на которую, появляется список группы(присоединенной в расписании к этому курсу) с переключателями(был, не был, уважительная причина). Кроме переключателей будет и поле ввода для оценки, если студент отличился, и преподаватель захочет отметить его. Со временем будет формироваться статистика, графики, отчеты по каждому студенту, группе, факультету.

    4) Контроль знаний:
    Материал прочитан, теперь необходимо проверить студентов, выставить им какие-то оценки. Преподаватель заходит на соответствующую вкладку «Контроль». Выбирает одну из своих групп, курс, и вид контроля. Видов контроля несколько: а) в виде обычного теста, список вопросов с вариантами ответов и ограниченным временем(при таком тесте, все происходит автоматически, система выставляет оценку студенту); б) в виде теста без вариантов ответов(преподаватель сам проверяет такую работу и выставляет оценку). По выполнению работы студентом, она отправляется преподавателю и появляется у него в преподавательском отделе, он может ее проверить, выставить оценку, и отправить обратно студенту с исправлениями(или все происходит в автоматическом режиме, в зависимости от типа контроля). Как правило, контроль знаний будет проходит в компьютерном классе(не дома, это не СДО!), хотя преподаватель в праве задать студенту домашнее задание таким способом.

    В конце семестра, преподаватель может открыть статистику по группе/студенту, и прикинуть, что ему поставить на экзамене, и как сильно спрашивать. Как думаете, такие системы имеют место жить и использоваться в будущем?

    Завершение


    В завершении, хочу сказать, что большая часть описанного выше, уже готова, и осталось приложить совсем немного усилий до получения качественного, полезного продукта, которым будут пользоваться(как минимум, в моей университете)!

    _________
    Текст подготовлен в ХабраРедакторе