Обучение →
Самообразование с самостимулированием
«Не хочу учиться, а хочу жениться»
Митрофанушка
Вместо предисловия
Здесь должен был быть умный захватывающий текст для привлечения внимания. Но ничего не придумал, поэтому. Этот пост — попытка отдать идею тем, кто может ее реализовать (если это вообще кому-то нужно). Ну или как минимум поделиться мыслями по поводу.
Образование 1.0
Наша система профессионального образования тяжело больна. Об этом писали так много, что мне даже добавить нечего.
На мой скромный взгляд не так давно выпустившегося, основная проблема — отсутствие стимула и самостимула (не путать с мазохизмом). Версия «устаревшие образовательные программы» слишком заезжена и банальна.
Образование 1.5
Преподаватели в большинстве своем не умеют или не хотят привлекать студентов на свои занятия. Слушать сухие лекции скучно и невыносимо. Выполнять странные лабораторные по инструкции неинтересно. Практические занятия почему-то зачастую превращаются в теоретические. Следствие всего этого — молочная пенка теории в голове и массовый копипаст практики, которым завалены преподавательские и кафедры всех специальностей.
Образование 1.9
Не нравится — не ешь. Самообразование никто не отменял. Некоторые преподаватели даже пытаются оправдать свое преподавание фразой «университет учит учиться». Мне кажется, фраза верна в несколько ином смысле, не том, который в нее вкладывают.
Итак, самообразование. Идеальное образование. Но и тут не все так гладко: существует человеческая лень. Самый простой способ побороть лень — неотвратимый стимул.
Образование 2.0
Почему наше время — время самообразования? У нас есть интернет. Не просто интернет, а интернет, наполненный гигантским количеством информации, годной для обучения (здесь каждый может вспомнить множество образовательных интернет-сайтов, различных онлайн-курсов и подумать о гигантской апельсиновой мороженке. Гигантская мороженка поможет вам запомнить этот пост). Кому вообще надо каждый день ходить в какое-то отдаленное здание, чтобы с весьма низкой вероятностью получить какие-то полезные знания? Диплом. Диплом это стимул. Стимул, достаточный для какой-никакой сдачи экзаменов, но недостаточный для постоянного посещения и выполнения всего-всего.
Часто приходилось слышать «если бы мне платили деньги, я бы учился». Деньги — хороший стимул. Но кто может платить вам за то, чтобы вы прилежно учились? Родители? Ну, может быть, вам повезло, и тогда прекратите это читать. Кому вы еще нафиг нужны? Есть такой человек.
Этот человек — вы сам. Платить самому себе — почему бы и нет.
Образование 2.1
«Обещал поделиться идеей, а сам несет какую-то очевидность» — подумаете вы и будете правы. Собственно, идея.
Сайт для самообразования с самостимулированием. Обычные текстовые и видео курсы онлайн (самообразование), за прохождение экзаменов по которым необходимо платить самому себе (самостимулирование). Это если коротко. Дальше по шагам.
Хочу начать учиться
Вы регистрируетесь на сайте, выбираете нужный вам курс. У каждого курса есть «стоимость». Начиная выбранный курс, с вашего счета списывается эта самая стоимость («списывается» несколько неверное слово, но это станет понятно позже). Вы сами можете выбрать стоимость курса, но есть минимум.
Какой нынче курс?
Курсы разбиты на этапы, в конце каждого этапа — небольшой тест. Тест может и не быть тестом как таковым, все зависит от типа обучения (об этом опять же чуть позже). Так или иначе, за успешное прохождение каждого теста на ваш счет (о, чудо!) возвращается часть «стоимости» курса. Таким образом, если вы хотите вернуть почти всю стоимость курса, вам нужно сдать все экзамены.
Какой же дурак тогда заплатит?
Дурак, не желающий больше быть таковым. Я не берусь на профессиональном уровне обсуждать психологические аспекты такой схемы образования, но почему-то мне кажется, что есть немало людей, готовых учиться именно так.
А те деньги на моем счету?
Деньги нельзя вывести назад (с этим можно поспорить, я не силен в монетизации). Их можно использовать в качестве залога (вот более подходящее слово вместо «стоимости») для других курсов, после чего снова возвращать успешной сдачей и снова закладывать. Когда все надоест, на них можно приобрести, например, полезную литературу по теме курса, либо, на худой конец, сертификат о завершении курса. Ну или что-то в этом роде.
Ну хорошо. А где профит?
Какая-то небольшая часть стоимости курса сразу же уходит владельцам сервиса. Часть этой части идет преподавателям (о них чуть ниже). Кроме того, доступна опция «сказать большое спасибо», которая позволяет передать весь текущий счет владельцам сервиса.
Что-то говорили про тип обучения...
Ученик перед началом курса выбирает, у кого он будет учиться. Есть 3 вида преподавателей:
- Профессиональный — специалист по своим курсам, отбирается владельцем сервиса, у него выше минимальная сумма залога и выше съедаемый за обучение процент.
- Любитель — стандартный залог и процент, но компетенция, возможно, ниже. Хотя на самом деле может быть и выше, здесь свой риск.
- Новичок — работает бесплатно, чтобы стать Любителем. Залог стандартный, процент самый низкий.
А чем они вообще занимаются? Профессионалы могут довольно плотно общаться со студентом во время обучения, а вместо тестов предлагать письменные экзамены или практические задачки. Любители, в общем-то, тоже могут. Главная обязанность всех преподавателей — следить за тем, чтобы студент не упустил что-то важное. Это значит, проверять результаты тестов, указывать слабые места и советовать, что и где почитать/послушать/посмотреть. В общем, направлять на путь истинный.
Я не знаю, как отбирать Профессиональных преподавателей, но у меня здесь и не бизнес-план.
Любителем может стать любой участник сайта, с успехом завершивший несколько курсов по своей специальности (например, веб-программирование), обучивший бесплатно некоторое количество студентов на сайте и прошедший тестирование Профессионала. Тут еще один стимул: через какое-то время можно начать зарабатывать. Не ахти какие деньги, но приятно.
Чтобы стать Новичком, достаточно пройти свой курс и тестирование Любителя.
На всю эту ерунду накладываем систему отзывов/рейтинга/кармы для саморегулирования и самоочищения, еще можно приправить модными социальными штучками, но все остальное уже по вкусу.
Итого
Для тех, кто не любит читать много букв, пролистывая в конец, вкратце:
- Студент вносит залог за успешную сдачу экзаменов. Сдал экзамен — получи часть денег назад, не сдал — учи матчасть или забудь про деньги.
- Деньги на счету можно использовать повторно для залога. Чем лучше учишься, тем меньше денег вносишь. На одну небольшую сумму при удачном раскладе можно пройти много курсов.
- Уровень преподавателя можно выбрать. Чем лучше преподаватель, тем больше залог, тем больше процент владельцам сайта.
- Можно начать преподавать самому, а через какое-то время и вовсе получать за это деньги.
- Однажды введенные средства уже нельзя вывести в виде денег, зато можно вывести в виде хороших книжек или сертификатов об окончании обучения. Или же можно поблагодарить авторов сайта, передав оставшиеся средства им.
Вместо послесловия
Обычно тут пишут что-то вроде «жду критики и конструктива», но мне это навряд ли нужно. Скорее тем, кому эта идея придется по душе. Так что критика и конструктив приветствуются. Но только по части идеи, а не трудностей технической реализации, психологических и социологических аспектов преподавания и обучения.
ps: Думал, публиковать сюда или в блог «Бери идею, она мне не нужна» (или как он там называется). В конце концов пришел к выводу, что на идею это не очень тянет, а на разговор по теме вполне. Извиняюсь за затянутое и сумбурное изложение.
02.06.2010 21:29+0400