Яндекс.Метрика

    Обучение

    Главный недостаток российской системы образования — непонимание назначения

    Данный пост родился когда я понял, что комментарий к заметке newuser "Главные недостатки российской системы образования" оказался слишком большим.

    Я закончил технический лицей 4 года назад в далёкой от МКАД провинции. Обучение в лицее проходит с 7-го по 11 класс. Нагрузка там была существенно больше чем в обычной школе. На нас наезжали всякие проверки за якобы чрезмерную нагрузку, но я считаю это бредом ибо туда пришли только те кто хотел учиться. Поступают туда по экзаменам, так что ещё не всякий пройдёт. Я очень доволен этим образованием, и на вопрос, «почему?» я отвечаю этим постом.
    Что там было

    1. Нормальное обеспечение всем необходимым, а именно лыжи любых размеров на лыжной базе, не надо свои таскать как в обычной школе, все учебники в библиотеке, за редчайшими исключениями, в нужных кабинетах видеовоспроизводящее оборудование. Химикаты в кабинете химии и куча физического оборудования в кабинете физики.

    2. Учебный процесс. Учились парами, чуть не такими как в ВУЗ, но похоже, пара представляет из себя два урока по сорок минут с перерывом 5 минут посередине. На мой взгляд это оптимальный вариант. В день по 3-4, изредка 5 пар. Сильно упрощает приготовление д/з, т.к. на 4 пары надо сделать 4 предмета, а не 8 как в обычной школе, и учебником надо нести соответственно. Плюс между третьей и четвёртой парой нормальный обеденный перерыв, 40 минут, вполне достаточно чтоб нормально пообедать в столовой на первом этаже. Воспоминание из школы где обед был 15-20 минут и наливали кипящий чай в стаканы во мне ещё живы. Учились мы, кстати, 6 дней в неделю.

    3. Резко увеличенная нагрузка по алгебре и анализу, геометрии, физике, английскому языку, информатике, черчению. Исключены из программы совсем труды, музыка, рисование. Остальные предметы соответствовали школьной программе но прекрасно преподавались, за исключением пары предметов.

    Что было на уроках

    1. Информатика. Первые полгода нас познакомили с тем что такое Windows, дали понятие окна, папки, файла, научили перемещать, копировать, разъяснили что есть ярлык а что файл и т.д. Только первые пол года, потом мы полтора года на уроках информатики не видели компов. Изучали системы счисления, булеву алгебру и прочие необходимые вещи. Практически весь университетский курс дискретной математики, кроме кодирования и шифрования. Потом программирование на Паскале, затем HTML, SQL, проектирование БД. Всё это очень развивает мозг. Да, я применяю всё это на практике сейчас, хотя многие не применяют, но они научились не бояться неизвестного. Я считаю это идеальной учебной программой по информатике.

    2. Математика. Не буду перечислять всё что было, скажу лишь что нам честно пытались на языке «эпсилон-дельта» дать определения пределов, производной, интеграла. На геометрии мы умели считать объёмы через векторное произведение, соответственно знали как брать определитель матрицы третьего порядка. Помогло на ЕГЭ.

    3. Физика. Поклон Валерию Анатольевичу. Учебники в мусор, учились по составленным им конспектам. На каждую пару он приносил нам конспекты с определённой темой, и мы учились по ним вместо учебника. И не только законы Ома, но даже устройство Синхрофазотрона там было. Ну и шедевральные опыты, благо оборудование позволяло.

    4. Черчение, на листах A3, разрезы, изометрия сложных(для школьника) пересечений, например шестигранная пирамида пересекается с восьмигранной призмой.

    5. Английский язык изучали частично по English Grammar in Use, Raymond Murphy, синие, в мягкой обложке большого формата, кто видел тот вспомнит. К слову сказать учебник то весь на английском языке сам по себе, даже чтение заданий и правил давало практику английского языка.

    Чего не хватило

    Русский и Литература, Химия. И там и там мы попали на не очень ответственных преподавателей которые особо не понимали что нужно а что нет. В результате постоянные конфликты с преподавателями всего класса, отвратное знание предмета, ужасная дисциплина. И то я помню формулы основных кислот, помню некоторые валентности, естественно различаю щёлочи и соли, часто применяю знание химии в домашних условиях.

    Теперь выводы

    Как уже упомянул newuser мы забываем то, что не нужно. Но общаясь с ненужным мы учимся учиться, учимся находить нужную информацию, учимся не бояться неизвестного, накачиваем свою «мозгомышцу». Как штангист тягает штангу в зале. Он от этого не учится поднимать диван на восьмой этаж, и штангу он опускает, никакой, казалось бы, полезной работы, но эта внешне бесполезная работа направлена вовнутрь, на развитие тела. Точно так же и изучение процессов полимеризации этилена развивает ваш мозг, воспитывает ваш дух.