Яндекс.Метрика

    Обучение

    Задачи в области российского образования

    В статье я хочу рассмотреть фундаментальную проблему образования, а заодно и важность исправления этой проблемы. Нет, позвольте переформулировать. Я хочу обосновать наличие такой задачи, а затем привести решение. Я думаю, мы с вами в состоянии многое изменить.




    Два постулата


    1. Образование => Специалисты
    Если бы обучение велось с учетом необходимых для производства областей, то было бы хорошо.

    2. Специалисты => Мощная экономика
    Фактически, наличие грамотного человека на нужном месте — это то, чего, на мой взгляд, нам очень не хватает. Иногда слушаешь, чем на предприятиях люди занимаются, и диву даешься.

    В чём проблема?



    Дело в том, что ВКонтакте сидеть интереснее, чем учиться. Играть в WoW тоже интереснее. Безусловно, есть способы и самообучаться, но когда у школьника есть выбор: поиграть или подумать, как бы ему поучиться, что он выберет?

    Таким образом, примение новых технологий является ключевым аспектом повышения качества образования. Но тут, безусловно, бездумная закупка Mac'ов в школы не поможет, нужно следовать некоторым дополнительным соображениям.

    Что делать


    1. Использовать как базу интернет-сайты.
      1. Программы для различных предметов могут быть от разных производителей, обеспечивая конкуренцию и наполненность контентом.
      2. Сайты, конечно, должны работать на широком спектре «железа» и браузеров, не включая ИЕ6 (видел только в одной школе из 20, где был).
      3. Сайт ради сайта — это неправильно. Необходимо использовать возможности онлайна, а не копировать бумажные варианты.
      4. Информацию нужно постоянно обновлять, чтобы она была актуальной. Это дешевле, чем перепечатывать учебники (упс, издательствам не понравится).
      5. Все сайты должны быть объединены некоторыми элементами.
        1. Возможно, единым порталом, где школы/вузы/прочие могут выбирать нужный софт и сравнивать.
        2. Единое API для получения информации об успеваемости, чтобы приложение «Журнал» могло собирать статистику со всего, что используется.
        3. Для входа в любые системы должны использоваться те же логины и пароли.*
        4. Нужные некоторые гайдлайны для построения интерфейса, на подобие мобильных платформ.
    2. Использовать современную методику обучения. Речь о «компьютеризированном активном обучении». Ниже пример упрощенной методики работы.
      1. Преподаватель даёт теоретическое введение урока. Конспект материала имеется в системе.
      2. Преподаватель запускает для учеников игру, которая позволяет практически освоить предмет. Подходит для русского, математики, физики, химии, экономики, истории, ...
      3. Интерактивный тест, наряду с успехами в игре, позволяет подвести результаты.
      4. Основной эффект — высочайшая мотивация к обучению.
    3. Внедрение всех программ должно быть инициаровано учителем, который хочет с этим работать. Посылы сверху не дадут эффекта. Сверху может только обучение и объяснение идти.

    * Подчеркну ещё раз важность того, чтобы обучающие системы представляли разные производители, но в некотором едином пространстве.

    Дополнительно отмечу, что выдать нетбук каждому школьнику России стоит дешевле, чем 1-2 раза переиздать учебники. К сожалению, на данный момент такое решение означало бы, что русские производители книг и канцтоваров потяряют заказы, а зарубежные производители нетбуков их получат.

    Заключение


    Было бы очень интересно услышать комментарии Хабрасообщества к этому списку и совместно дополнить его. В дальнейшем я собираюсь осветить отдельные моменты более подробно с позиции опыта внедрения таких образовательных процессов в школы Москвы. Конечно, 1-2 топика попадут в «Я пиарюсь», но считаю, что не нужно ждать, пока государство или кто-то за нас станет обучать детей как-то по-новому, они готовы, если бы знали как. Надо им рассказать и показать.