Яндекс.Метрика

    Песочница

    Сервис-инженер или ремонт компьютеров на выезде

    Как и каждый студент, я столкнулся с проблемой нехватки денег, поэтому пришел к очевидному решению — искать работу. Полный рабочий день меня не устраивал из за учебы, поэтому следом пришла вторая проблема — необходимость свободного графика. Я далеко не гений написания кода, поэтому фриланс был оставлен на светлое будущее. Но страсть к IT не давала возможности сдаться и пойти работать в макдональдс.
    Сначала, выдача поисковой машины не могла не радовать — каждая вторая столичная компания обещала начальную зарплату около 50 000 рублей для студентов со свободным графиком. Не знаю, что я понял не правильно в этих объявлениях, но все предварительные собеседования по телефону заканчивались после озвучивания своего возраста, не смотря на уверенные ответы на их вопросы и тщательную подготовку перед каждой попыткой.

    Надежда была почти потеряна, но на очередной попойке вечеринке в общежитии мне предложили работу в компании, занимающейся ремонтом компьютеров. Должность звучала заманчиво — «Сервис-инженер».

    Суть данной работы — выезжать к клиенту (частное лицо или компания) и на месте производить ремонт компьютеров, а именно: диагностика, замена комплектующих, установка и/или настройка ПО.

    На собеседование я отправился не один, а с товарищем, чьи познания в данной сфере оставляли желать лучшего. Но, к моему удивлению, собеседование было не больше, чем формальностью. Небольшой тестик на знание аббревиатур и стандартов был отложен в сторону даже не прочтенным, и представитель компании провел небольшую лекцию о том, как правильно выжимать деньги из клиентов. Чтобы закрепить усвоенный материал, нам дали задание: выписать за переустановку ОС Windows XP больше 7 000 рублей так, чтобы клиент не смог возразить. Сказано — сделано, благо расценки в прайс листе не маленькие, да и названия пунктов были очень расплывчатыми. В тот же день нас отправили на первый заказ, приняв на работу с «испытательным сроком», что подразумевало хитрый расчет зарплаты, урезавший наш процент от заказа с 40% до 25%, не считая системы «средней суммы с заказа», которую я уже не помню. Но попробовать следовало.

    Было страшно требовать такие деньги с клиента за то, что раньше делал знакомым за символическую сумму или пару бутылок пива, но и работать за копейки тоже не хотелось. В итоге деньги сделали свое дело. Я приносил по 7-30 тысяч в день компании, наплевав на совесть. Заказы выдавали по телефону, а деньги надо было привозить в конце рабочего дня или на следующий день с утра. Каждая копейка была под контролем — нам выдавали бланки с копиркой под расчет. Оригинал оставался у клиента, а копия передавалось секретарю.

    Прошло две недели и пришло долгожданное время зарплаты. Я ехал в офис с приподнятым настроением — по моим расчетам, за 2 недели я заработал 35 000 рублей, что для меня было баснословной суммой за достаточно привлекательное задание. Я набрался опыта, научился с помощью подручных средств делать диагностику на месте, даже сделал себе USB HDD с Debian и образами ОС, чтобы быстрее выполнять заказы. Но настроение в тот же день опустили ниже плинтуса. Вместо 35 000 мне выплатили 7 000, ссылаясь на то, что я им еще должен. Оказалось, что у меня чуть ли не каждый день был срыв заказа из за того, что я не брал трубку, пока ехал с предыдущего в метро или был на парах, график которых я им предоставил. Зарплата еле покрыла мои расходы на проезд (метро + наземный транспорт) и питание между заказами.

    Естественно, я ушел из этой компании, перебирая в голове все известные мне ругательства. Приятель, которого взяли на работу вместе со мной оказался в такой же ситуации и принял аналогичное решение.

    Казалось бы, я должен был оставить попытки заработка таким образом, но я овен, и мне не свойственно сдаваться. Я работал еще в трех компаниях на той же должности. Но я не повторял старых ошибок. Вот парочка моих советов:
    1. Сразу поинтересуйтесь о системах штрафов и расчета зарплаты
    2. Составьте договор, где указываются ваши обязанности, и имейте у себя один экземпляр (понимаю, что очевидно, но я в первой компании этим пренебрег и расплатился)
    3. Требуйте оплаты проезда
    4. Не соглашайтесь на проблемные заказы (если кто то не справился, то не стоит геройствовать — вам больше не заплатят, а огребать вам и от клиента, и от руководства)
    5. Оставляйте клиентам номер личного телефона, чтобы решить проблемы без компании + потом можно поработать на себя, получив 100% выручки (спорный пункт — клиенты могут использовать вас как бесплатную службу поддержки)
    6. Заранее определите сумму, на которую рассчитывает клиент (можно увеличить на 25-30%, да и не потратите драгоценное время на споры и работу за символическую сумму)
    7. Подстрахуйтесь, если не верите работодателю, и найдите «лазейку» в их системе контроля (третья компания тоже уменьшила зарплату по только ей понятным причинам и на следующей неделе я сделал себе бонус 14 000 «черными»)
    8. Не идите на эту работу, если верите в честность и добро, не хотите обманывать людей и т.д. (мне часто было стыдно за развод наивных клиентов)
    9. Не рассчитывайте на карьерный рост

    Послесловие:

    В итоге, последняя компания оказалось честной и полностью меня устраивала, как источник денег, но амбиции и совесть заставили меня отказаться от данной профессии.

    P.S.: Я описал мой личный опыт, и привел субъективные выводы. Если вы хотите попробовать себя в качестве сервис-инженера, то эта статься не должна вас заставить передумать.