Права →
Как покупать футболки с принтами в интернете, чтобы остаться довольным и не быть обманутым (часть 2)
В первой части статьи «Как покупать футболки в интернете, чтобы остаться довольным и не быть обманутым» я попытался разложить процесс футболкошоппинга на «кирпичики». Также мы рассмотрели первый «кирпичик» — изделия-основы, то, на что наносится принт, то, что вы будете носить, стирать и т.п.
Ну-с, продолжим. После того, как мы разобрались с основами, самое время поговорить о технологиях печати: ведь как бы ни была хороша сама футболка, без качественного — а значит, четкого, насыщенного, устойчивого к стиркам и выгоранию — нанесения получить готовый продукт, который понравится заказчику, не удастся.
Интернет-магазины и сервисы Рунета работают с изделиями, принты на которые нанесены следующим образом:
— шелкотрафарет;
— пленочный термоперенос (его также называют термоаппликацией);
— цифровой термоперенос (иногда ошибочно называемый термотрансфером);
— прямая печать на текстиле (часто используется аббревиатура DoG — direct-on-garment);
— термосублимация;
— вышивка (редко);
— термонанесение готовых трансферов (экзотика для наших краев).
Выбор «своей» технологии тем или иным магазином или сервисом связан прежде всего с типом футболочного бизнеса этого ресурса. Таковых основных типов — три:
А. Печать по требованию.
Б. Дизайнерский конкурс.
В. Продажа стока.
А. Печать по требованию.
Основное свойство сервисов, занимающихся печатью по требованию — отсутствие физического товара в природе до момента размещения (и, как правило — оплаты) заказа. То есть пользователь вначале создает товар (или приобретает футболку, ранее нарисованную другими пользователями или администрацией сайта), заказывает его, а потом эта самая футболка является миру как физическая сущность.
Кстати, именно по этой причине такие интернет-магазины, как правило, не доставляют товары наложенным платежом — большинство невостребованных заказов не подлежат повторной продаже, их себестоимость списывается в убытки, что убивает саму бизнес-модель производства товаров по требованию.
Примерами таких сервисов за рубежом являются Zazzle, Cafepress, Spreadshirt, в Рунете — ProstoPrint.com, Tees.ru и др.
Для печати по требованию на футболках подходят все технологии, позволяющие с разумными затратами труда и материалов выполнять декорирование в единичном экземпляре с высокой степенью персонализации:
— пленочный термоперенос (термоаппликация);
— цифровой термоперенос;
— прямая печать на текстиле (DoG, DTG);
— термосублимация;
— персонализированная вышивка.
Пленочный термоперенос (термоаппликация) — пожалуй, самый популярная технология персонализированной печати. Суть термоаппликации заключается в том, что векторный макет принта раскладывается по цветам, каждый из цветов выкраивается из специальной текстильной пленки на автоматическом режущем устройстве (каттере) и под воздействием высоких температуры и давления переносится на текстиль.
Преимущества пленочного термопереноса — высокая стиркоустойчивость (до 400 стирок в обычном, не деликатном режиме), изображение не выгорает, не теряет яркость цвета, очень долгое время не растрескивается. Кроме того, существуют текстильные пленки со спецэффектами, которые позволяют добиться визуально необычных результатов: от знакомых многим флока (бархата) до неоновых пленок, глиттеров, имитации джинсы, вельвета и т.д.
Основных недостатков у термоаппликации — два. Первый я уже обозначил двумя абзацами выше: невозможно напечатать растровые изображения, например, фотографии. Второй — принты, нанесенные термоаппликацией, нельзя гладить утюгом «по лицу», поскольку это приводит к разрушению адгезивного (клеющего) слоя, и принт очень скоро отстанет от основы. Гладить изделия с термоаппликацией можно с изнаночной стороны или через ткань.
Иногда в качестве недостатка термоаппликации называют вес пленок — дескать, «ноcишь на груди блин, блин». Однако это справедливо лишь отчасти, и касается не технологии в целом, а её толкования отдельными предприимчивыми личностями. Во-первых, как и везде, существуют текстильные пленки хорошие (итальянские, немецкие) и не очень хорошие (корейские и китайские). Во-вторых, даже в ассортименте «хороших» производителей существуют пленки для спецодежды, которые толще… и дешевле, и материалы для декорирования футболок, рубашек и прочего тонкого текстиля — очень тонкие, эластичные и более дорогие. «Правильная» пленка, положенная в 1-2 слоя, в носке ощущаться практически не будет.
Цифровой термоперенос — простая технология, именно из-за своей простоты и являющаяся самой «обманоопасной». Принцип работы цифрового термопереноса широко известен: изображение посредством струйного или лазерного принтера выводится на специальную бумагу, после чего вырезается по контуру и термопрессом (в кустарных условиях — бытовым утюгом) переносится на ткань. В результате мы получим полноцветное изображение на ткани. На светлых изделиях это изображение покрыто слоем защитной пленки.
Цифровой термоперенос позволяет печатать всё, что угодно, что можно отправить на принтер — AS IS. Хоть документ из Word`а. Беда в том, что получившийся оттиск будет относительно недолговечным: даже при использовании лазерного принтера и самой лучшей трансферной бумаги принт проживет без потери качества максимум 30-40 стирок — в холодной воде, в деликатном режиме, без барабанной сушки. Если же для переноса изображения использовать струйный принтер, трансферную бумагу из супермаркета и дешевый китайский пресс, то получится продукт на 5-10 стирок.
Кроме того, цифровой принт не ляжет нормально на структурные ткани — допустим, на полотно пике, из которого шьют тенниски, или ластик, использующийся для пошива тянущихся футболок. Иными словами, для нанесения нормального результата нужно однородное, гладкое и не растягивающееся полотно.
Ну, и последнее: цифровым термопереносом нельзя печатать по темным тканям. Точнее, можно, и для этого даже выпускаются специальные материалы, но такой принт будет заведомо «одноразовым», его максимальный срок жизни — стирок 8-10. Тому есть технологическое объяснение, которое я опущу для экономии места и времени. Важно то, что серьезный сервис вряд ли станет предлагать цифровую печать полноцветом по темному своим клиентам — за исключением некоторых специальных нужд, например, оформление одежды для фотосессий, съемок клипов и т.д.
Многие проблемы, присущие цифровому термопереносу, решает термосублимация — с сохранением возможностей печати полноцвета. При термосублимации изображение наносится на струйном принтере специальными чернилами, после чего при помощи термопресса переводится на ткань. При этом, в отличие от цифрового термопереноса, тонер не ложится поверх ткани, а проникает в структуру нити, благодаря чему достигается очень высокая устойчивость к стирке, выгоранию и износу. И все бы хорошо, но есть одно «но»: декорировать таким способом можно только синтетические и полусинтетические ткани (да и то не все). Поэтому спектр применения сублимации узок — чаще с её помощью печатают на флагах, ковриках для мыши и т.д.
Прямая печать на текстиле, DoG или DTG — набирает стремительную популярность в мире. Так работают Zazzle и Cafepress, в Рунете услугу прямой печати предлагает принтшоп на maryjane.ru (не путать с дизайнерскими футболками от MJ, которые печатаются шелкотрафаретом!!!) и некоторые другие сервисы. Вот как об этом пишут сами мериджейновцы: "Мы используем цифровую печать на футболках. Никаких термотрансферов, аппликаций и прочей ерунды. Только новейшие технологии печати..." С точки зрения организации производства все вроде бы тоже медово-шоколадно: DoG-принтер — это по сути USB-устройство, воткнул в порт, надел на держатель футболку и печатай себе что хочешь, хоть из Иллюстратора, хоть из Фотошопа.
В чем же тогда подвох? Почему до сих пор футболкопечатники всех городов и весей не перешли на прямую печать по текстилю, а продолжают мучаться с пленками и режущими плоттерами?
Причина — в новизне технологии. Здесь, как в большинстве новых потребительских технологий, хорошие инновационные девайсы вначале являются очень дорогими, и лишь с течением времени появляется хорошее дешевое оборудование — а до той поры его место занимает плохое.
На сегодняшний день машины, которые позволяют напечатать действительно качественную и стиркоустойчивую футболку методом прямой печати по текстилю, стоят сотни тысяч евро от завода-производителя, без растаможки и установки. Производит их, например, израильская фирма Kornit — именно на таких машинах работает CafePress. Для того, чтобы это оборудование было экономически эффективным, нужен рынок определенного размера и проникновения интернета — например, американский.
Просторы же бывшего СССР наводнены оборудованием несколько другого типа. Это девайсы стоимостью от 5 до 20 тысяч долларов, собранные на базе Epson-овского шасси в безымянных китайских (иногда — восточноевропейских) мастерских. Бывают и исключения вроде принтеров T-Jet американской сборки, которые установлены в maryjane.ru, однако и их судьба печальна (расскажу абзацем ниже). Так вот, фирменным знаком таких принтеров сейчас являются тусклые матовые изображения, нечеткие линии и быстрая выстирываемость (примерно после 10 стирки).
Что я забыл? Ах да, про T-Jet. На упомянутом мной в предыдущем абзаце сайте можно прочесть: "Наше производство использует три цифровые машины T-jet Blazer Pro, для профессионального нанесения изображения по технологии DTG". Пикантность ситуации заключается в том, что компания-производитель машин T-jet… обнакротилась и закрылась, поскольку проект создания недорогих DoG-принтеров оказался провальным — американцы жаловались на качество и отказывались покупать новые машины и расходники.
Ну, и для полноты ощущений — «контрольный в голову» нынешнего положения дел в прямой печати: для нанесения устойчивых изображений на текстиль этим методом необходим химический преобработчик (праймер). Наивно полагать, что обладатель дешевого печатного устройства будет использовать дорогущий сертифицированный праймер, верно? Тем более, что на результате печати это все равно почти никак не скажется. Отличие в данном случае заключается в том, что 9 из 10 дешевых праймеров токсичны, поэтому такая футболка может быть в прямом смысле вредна для здоровья.
Резюме будет несколько парадоксальным: лично я ОЧЕНЬ верю в технологию прямой печати и обязательно внедрю её в своей компании — но не сегодня и не завтра, а через 3-5 лет, когда хорошее оборудование упадет в цене, а расходники «позеленеют» в достаточной степени, чтобы за итог работы не было стыдно перед собой и окружающими.
Ну, и персонализированная вышивка, которую мы все знаем и любим с незапамятных времен. Отчего-то считается, что вышивка — это здорово и круто безотносительно того, что мы будем декорировать — но это совсем не так. У вышивки есть несколько существенных недостатков, которые ограничивают область её применения:
— нить имеет вес, поэтому попытка вышить изображение больших размеров на легком изделии (футболке, трусах и т.д.) может привести к плачевным результатам — вышивка стянет и деформирует поверхность основы;
— при помощи вышивки сложно передать мелкие детали изображения, другие технологии с этой задачей справляются лучше;
— вышивка — это обособленный технологический процесс, своя сфера знаний, для подготовки вышивальных программ уже не хватает широкопрофильного дизайнера, владеющего Корелом, Иллюстратором и Фотошопом. Для достижения нормального результата исходный дизайн нужно брать в каком-нибудь привычном графическом формате и «ручками-ручками», стежок за стежком переводить в специфический вид, требуемый вышивальной машиной.
В общем — вышивка таки хороша, но не для всех изделий. Плюс — она является самой дорогой из упомянутых в этой части статьи технологий. Я считаю эту технологию наиболее подходящей для декорирования кепок, плотных регланов, флисовых курток, полотенец, пледов — но никак не футболок.
Фуф, на сегодня хватит, пожалуй. Задавайте вопросы. В следующей публикации постараюсь рассказать о дизайнерских конкурсах как виде бизнеса, их плюсах-минусах и используемых технологиях.
Ну-с, продолжим. После того, как мы разобрались с основами, самое время поговорить о технологиях печати: ведь как бы ни была хороша сама футболка, без качественного — а значит, четкого, насыщенного, устойчивого к стиркам и выгоранию — нанесения получить готовый продукт, который понравится заказчику, не удастся.
Интернет-магазины и сервисы Рунета работают с изделиями, принты на которые нанесены следующим образом:
— шелкотрафарет;
— пленочный термоперенос (его также называют термоаппликацией);
— цифровой термоперенос (иногда ошибочно называемый термотрансфером);
— прямая печать на текстиле (часто используется аббревиатура DoG — direct-on-garment);
— термосублимация;
— вышивка (редко);
— термонанесение готовых трансферов (экзотика для наших краев).
Выбор «своей» технологии тем или иным магазином или сервисом связан прежде всего с типом футболочного бизнеса этого ресурса. Таковых основных типов — три:
А. Печать по требованию.
Б. Дизайнерский конкурс.
В. Продажа стока.
А. Печать по требованию.
Основное свойство сервисов, занимающихся печатью по требованию — отсутствие физического товара в природе до момента размещения (и, как правило — оплаты) заказа. То есть пользователь вначале создает товар (или приобретает футболку, ранее нарисованную другими пользователями или администрацией сайта), заказывает его, а потом эта самая футболка является миру как физическая сущность.
Кстати, именно по этой причине такие интернет-магазины, как правило, не доставляют товары наложенным платежом — большинство невостребованных заказов не подлежат повторной продаже, их себестоимость списывается в убытки, что убивает саму бизнес-модель производства товаров по требованию.
Примерами таких сервисов за рубежом являются Zazzle, Cafepress, Spreadshirt, в Рунете — ProstoPrint.com, Tees.ru и др.
Для печати по требованию на футболках подходят все технологии, позволяющие с разумными затратами труда и материалов выполнять декорирование в единичном экземпляре с высокой степенью персонализации:
— пленочный термоперенос (термоаппликация);
— цифровой термоперенос;
— прямая печать на текстиле (DoG, DTG);
— термосублимация;
— персонализированная вышивка.
Пленочный термоперенос (термоаппликация) — пожалуй, самый популярная технология персонализированной печати. Суть термоаппликации заключается в том, что векторный макет принта раскладывается по цветам, каждый из цветов выкраивается из специальной текстильной пленки на автоматическом режущем устройстве (каттере) и под воздействием высоких температуры и давления переносится на текстиль.
Преимущества пленочного термопереноса — высокая стиркоустойчивость (до 400 стирок в обычном, не деликатном режиме), изображение не выгорает, не теряет яркость цвета, очень долгое время не растрескивается. Кроме того, существуют текстильные пленки со спецэффектами, которые позволяют добиться визуально необычных результатов: от знакомых многим флока (бархата) до неоновых пленок, глиттеров, имитации джинсы, вельвета и т.д.
Основных недостатков у термоаппликации — два. Первый я уже обозначил двумя абзацами выше: невозможно напечатать растровые изображения, например, фотографии. Второй — принты, нанесенные термоаппликацией, нельзя гладить утюгом «по лицу», поскольку это приводит к разрушению адгезивного (клеющего) слоя, и принт очень скоро отстанет от основы. Гладить изделия с термоаппликацией можно с изнаночной стороны или через ткань.
Иногда в качестве недостатка термоаппликации называют вес пленок — дескать, «ноcишь на груди блин, блин». Однако это справедливо лишь отчасти, и касается не технологии в целом, а её толкования отдельными предприимчивыми личностями. Во-первых, как и везде, существуют текстильные пленки хорошие (итальянские, немецкие) и не очень хорошие (корейские и китайские). Во-вторых, даже в ассортименте «хороших» производителей существуют пленки для спецодежды, которые толще… и дешевле, и материалы для декорирования футболок, рубашек и прочего тонкого текстиля — очень тонкие, эластичные и более дорогие. «Правильная» пленка, положенная в 1-2 слоя, в носке ощущаться практически не будет.
Цифровой термоперенос — простая технология, именно из-за своей простоты и являющаяся самой «обманоопасной». Принцип работы цифрового термопереноса широко известен: изображение посредством струйного или лазерного принтера выводится на специальную бумагу, после чего вырезается по контуру и термопрессом (в кустарных условиях — бытовым утюгом) переносится на ткань. В результате мы получим полноцветное изображение на ткани. На светлых изделиях это изображение покрыто слоем защитной пленки.
Цифровой термоперенос позволяет печатать всё, что угодно, что можно отправить на принтер — AS IS. Хоть документ из Word`а. Беда в том, что получившийся оттиск будет относительно недолговечным: даже при использовании лазерного принтера и самой лучшей трансферной бумаги принт проживет без потери качества максимум 30-40 стирок — в холодной воде, в деликатном режиме, без барабанной сушки. Если же для переноса изображения использовать струйный принтер, трансферную бумагу из супермаркета и дешевый китайский пресс, то получится продукт на 5-10 стирок.
Кроме того, цифровой принт не ляжет нормально на структурные ткани — допустим, на полотно пике, из которого шьют тенниски, или ластик, использующийся для пошива тянущихся футболок. Иными словами, для нанесения нормального результата нужно однородное, гладкое и не растягивающееся полотно.
Ну, и последнее: цифровым термопереносом нельзя печатать по темным тканям. Точнее, можно, и для этого даже выпускаются специальные материалы, но такой принт будет заведомо «одноразовым», его максимальный срок жизни — стирок 8-10. Тому есть технологическое объяснение, которое я опущу для экономии места и времени. Важно то, что серьезный сервис вряд ли станет предлагать цифровую печать полноцветом по темному своим клиентам — за исключением некоторых специальных нужд, например, оформление одежды для фотосессий, съемок клипов и т.д.
Многие проблемы, присущие цифровому термопереносу, решает термосублимация — с сохранением возможностей печати полноцвета. При термосублимации изображение наносится на струйном принтере специальными чернилами, после чего при помощи термопресса переводится на ткань. При этом, в отличие от цифрового термопереноса, тонер не ложится поверх ткани, а проникает в структуру нити, благодаря чему достигается очень высокая устойчивость к стирке, выгоранию и износу. И все бы хорошо, но есть одно «но»: декорировать таким способом можно только синтетические и полусинтетические ткани (да и то не все). Поэтому спектр применения сублимации узок — чаще с её помощью печатают на флагах, ковриках для мыши и т.д.
Прямая печать на текстиле, DoG или DTG — набирает стремительную популярность в мире. Так работают Zazzle и Cafepress, в Рунете услугу прямой печати предлагает принтшоп на maryjane.ru (не путать с дизайнерскими футболками от MJ, которые печатаются шелкотрафаретом!!!) и некоторые другие сервисы. Вот как об этом пишут сами мериджейновцы: "Мы используем цифровую печать на футболках. Никаких термотрансферов, аппликаций и прочей ерунды. Только новейшие технологии печати..." С точки зрения организации производства все вроде бы тоже медово-шоколадно: DoG-принтер — это по сути USB-устройство, воткнул в порт, надел на держатель футболку и печатай себе что хочешь, хоть из Иллюстратора, хоть из Фотошопа.
В чем же тогда подвох? Почему до сих пор футболкопечатники всех городов и весей не перешли на прямую печать по текстилю, а продолжают мучаться с пленками и режущими плоттерами?
Причина — в новизне технологии. Здесь, как в большинстве новых потребительских технологий, хорошие инновационные девайсы вначале являются очень дорогими, и лишь с течением времени появляется хорошее дешевое оборудование — а до той поры его место занимает плохое.
На сегодняшний день машины, которые позволяют напечатать действительно качественную и стиркоустойчивую футболку методом прямой печати по текстилю, стоят сотни тысяч евро от завода-производителя, без растаможки и установки. Производит их, например, израильская фирма Kornit — именно на таких машинах работает CafePress. Для того, чтобы это оборудование было экономически эффективным, нужен рынок определенного размера и проникновения интернета — например, американский.
Просторы же бывшего СССР наводнены оборудованием несколько другого типа. Это девайсы стоимостью от 5 до 20 тысяч долларов, собранные на базе Epson-овского шасси в безымянных китайских (иногда — восточноевропейских) мастерских. Бывают и исключения вроде принтеров T-Jet американской сборки, которые установлены в maryjane.ru, однако и их судьба печальна (расскажу абзацем ниже). Так вот, фирменным знаком таких принтеров сейчас являются тусклые матовые изображения, нечеткие линии и быстрая выстирываемость (примерно после 10 стирки).
Что я забыл? Ах да, про T-Jet. На упомянутом мной в предыдущем абзаце сайте можно прочесть: "Наше производство использует три цифровые машины T-jet Blazer Pro, для профессионального нанесения изображения по технологии DTG". Пикантность ситуации заключается в том, что компания-производитель машин T-jet… обнакротилась и закрылась, поскольку проект создания недорогих DoG-принтеров оказался провальным — американцы жаловались на качество и отказывались покупать новые машины и расходники.
Ну, и для полноты ощущений — «контрольный в голову» нынешнего положения дел в прямой печати: для нанесения устойчивых изображений на текстиль этим методом необходим химический преобработчик (праймер). Наивно полагать, что обладатель дешевого печатного устройства будет использовать дорогущий сертифицированный праймер, верно? Тем более, что на результате печати это все равно почти никак не скажется. Отличие в данном случае заключается в том, что 9 из 10 дешевых праймеров токсичны, поэтому такая футболка может быть в прямом смысле вредна для здоровья.
Резюме будет несколько парадоксальным: лично я ОЧЕНЬ верю в технологию прямой печати и обязательно внедрю её в своей компании — но не сегодня и не завтра, а через 3-5 лет, когда хорошее оборудование упадет в цене, а расходники «позеленеют» в достаточной степени, чтобы за итог работы не было стыдно перед собой и окружающими.
Ну, и персонализированная вышивка, которую мы все знаем и любим с незапамятных времен. Отчего-то считается, что вышивка — это здорово и круто безотносительно того, что мы будем декорировать — но это совсем не так. У вышивки есть несколько существенных недостатков, которые ограничивают область её применения:
— нить имеет вес, поэтому попытка вышить изображение больших размеров на легком изделии (футболке, трусах и т.д.) может привести к плачевным результатам — вышивка стянет и деформирует поверхность основы;
— при помощи вышивки сложно передать мелкие детали изображения, другие технологии с этой задачей справляются лучше;
— вышивка — это обособленный технологический процесс, своя сфера знаний, для подготовки вышивальных программ уже не хватает широкопрофильного дизайнера, владеющего Корелом, Иллюстратором и Фотошопом. Для достижения нормального результата исходный дизайн нужно брать в каком-нибудь привычном графическом формате и «ручками-ручками», стежок за стежком переводить в специфический вид, требуемый вышивальной машиной.
В общем — вышивка таки хороша, но не для всех изделий. Плюс — она является самой дорогой из упомянутых в этой части статьи технологий. Я считаю эту технологию наиболее подходящей для декорирования кепок, плотных регланов, флисовых курток, полотенец, пледов — но никак не футболок.
Фуф, на сегодня хватит, пожалуй. Задавайте вопросы. В следующей публикации постараюсь рассказать о дизайнерских конкурсах как виде бизнеса, их плюсах-минусах и используемых технологиях.
24.12.2009 21:51+0300