Научно популярное →
Научные исследования российских школьников
С 1-го мая на нашем проекте «Живая наука» стартовал конкурс научно-популярных работ. Основная тематика конкурса соответствует тематике самого сайта — «Наука и техника вокруг нас» и «Наука и техника своими руками». Главным образом, конкурс нацелен на работы школьников, которые они проводят дома, в школе или каких-то кружках.
Перед официальным запуском конкурса я, как организатор, долго думал, вызовет ли он хоть какой-нибудь интерес. Может, все кружки развалились, все дворцы творчества юных позакрывались, учителя работают в школе лишь бы провести уроки, а дети безвылазно сидят за компьютерами? Но, к счастью (и моему значительному удивлению), все оказалось значительно лучше!
Уже сейчас (18-го мая) на моем компьютере лежит 15 готовых работ, присланных из самых разных регионов. 8 из них уже размещены на сайте, остальные готовятся. И, судя по задаваемым вопросам, работы будут приходить еще и еще.
Вы можете возразить — ну что там могут сделать эти школьники? Вряд ли что-то серьезное и, тем более, что-то полезное… Постойте-постойте — а вы их читали? Конечно, есть и простые работы, но есть и сложные, которые могут потянуть на курсовую работу в ВУЗе. Например, вот эта — «Сравнительный анализ пакетированного черного чая». Все пьют чай из пакетиков, но вряд ли кто задумывается, какого он качества. А школьники взяли, исследовали и написали результаты. Огромная практическая польза, на мой взгляд. Много работ по экологии и всему, что связано со здоровьем человека. Из размещенных — анализ почвы в Подмосковье, из тех, что будут выложены в ближайшие дни — анализ питьевой воды, анализ всем известного аспирина (вот уж не думал, что там может что-то быть...), анализ красителей в пище. Все актуально, все востребовано — ведь едим, пьем и дышим мы каждый день.
К присылаемым работам традиционно предъявляется требование наглядности (наличие фото и видеоматериалов, а не только голый текст). Хочется надеяться, что это поможет другим школам проводить аналогичные исследования или как-то развить тему. Ведь намного проще взглянуть на картинку и сразу все понять, чем читать 5 абзацев текста. Вообще, идеальным вариантом были бы цепочки исследований — делается один опыт, обсуждается, на его основе делается другой, и так далее. Но это пока далекое и светлое будущее.
Проводимый конкурс показал еще несколько важных моментов.
Во-первых, конечно же, привлечение детей к какой-то исследовательной работе, организация их досуга. Оказывается, еще есть родители и учителя, которые могут заинтересовать своих детей / учеников, обучить их практическим навыкам, рассказать, объяснить и показать. Пример работы — две самоделки для изменения давления и определения приближающегося дождя — сделал третьеклассник со своим отцом. Несмотря на простоту, выполнено хорошо.
Во-вторых, практичность. Не знаю, сколько раз я уже сказал это слово, повторю еще раз. Мы живем в реальном мире, где каждый день возникает масса мелких проблем и задач. И их нужно решать, что вполне под силу тем же школьникам. А если не решаем — они копятся как снежный ком. Нужно обустроить повседневную жизнь, прежде чем двигаться дальше, к более сложным вещам. Зачем вкладывать в чубайсовские (ба)нанотехнологии, если, простите, у нас у дома крыша протекает? Немного залезу в политику, но, на мой взгляд, инновации — как мишура для подрастающего поколения. Мол, давайте сделаем новые технологии и заживем долго, счастливо и, главное, богато. Красивая сказка, но отвлекает от реальных вещей. Мне тут прислали одну работу про нанотехнологии, чистый обзор на основе интернет-материалов. Спрашиваю школьника — а, собственно, вы что делали в этой области? Ответ был очевиден — ничего. Вот именно, откуда в школе нанотехнологии. Лучше бы какой-нибудь прибор спаял…
В-третьих, перспектива. К счастью, перспектива есть. Подобных детей нужно всячески поддерживать (на это и направлен конкурс). Ведь через 10-15 лет из них получатся хорошие инженеры, ученые, да и просто рабочие с нормальными ровными руками, растущими из плеч, а не откуда попало. Можно перефразировать словами одного человека, который внес свой маленький финансовый вклад в копилку конкурса:
Я даже и не подозревал, что ещё осталось так много школьников, которым интересно не сидеть круглые сутки в весёлых фермерах и прочих ВоВ, а заниматься исследовательской деятельностью.
Так что желаю вам успехов и спасибо за такой проект. Приятно знать, что у нашей страны есть будущее :)
Думаю, добавить тут нечего. С такими детьми будущее у нас действительно есть.
Перед официальным запуском конкурса я, как организатор, долго думал, вызовет ли он хоть какой-нибудь интерес. Может, все кружки развалились, все дворцы творчества юных позакрывались, учителя работают в школе лишь бы провести уроки, а дети безвылазно сидят за компьютерами? Но, к счастью (и моему значительному удивлению), все оказалось значительно лучше!
Уже сейчас (18-го мая) на моем компьютере лежит 15 готовых работ, присланных из самых разных регионов. 8 из них уже размещены на сайте, остальные готовятся. И, судя по задаваемым вопросам, работы будут приходить еще и еще.
Вы можете возразить — ну что там могут сделать эти школьники? Вряд ли что-то серьезное и, тем более, что-то полезное… Постойте-постойте — а вы их читали? Конечно, есть и простые работы, но есть и сложные, которые могут потянуть на курсовую работу в ВУЗе. Например, вот эта — «Сравнительный анализ пакетированного черного чая». Все пьют чай из пакетиков, но вряд ли кто задумывается, какого он качества. А школьники взяли, исследовали и написали результаты. Огромная практическая польза, на мой взгляд. Много работ по экологии и всему, что связано со здоровьем человека. Из размещенных — анализ почвы в Подмосковье, из тех, что будут выложены в ближайшие дни — анализ питьевой воды, анализ всем известного аспирина (вот уж не думал, что там может что-то быть...), анализ красителей в пище. Все актуально, все востребовано — ведь едим, пьем и дышим мы каждый день.
К присылаемым работам традиционно предъявляется требование наглядности (наличие фото и видеоматериалов, а не только голый текст). Хочется надеяться, что это поможет другим школам проводить аналогичные исследования или как-то развить тему. Ведь намного проще взглянуть на картинку и сразу все понять, чем читать 5 абзацев текста. Вообще, идеальным вариантом были бы цепочки исследований — делается один опыт, обсуждается, на его основе делается другой, и так далее. Но это пока далекое и светлое будущее.
Проводимый конкурс показал еще несколько важных моментов.
Во-первых, конечно же, привлечение детей к какой-то исследовательной работе, организация их досуга. Оказывается, еще есть родители и учителя, которые могут заинтересовать своих детей / учеников, обучить их практическим навыкам, рассказать, объяснить и показать. Пример работы — две самоделки для изменения давления и определения приближающегося дождя — сделал третьеклассник со своим отцом. Несмотря на простоту, выполнено хорошо.
Во-вторых, практичность. Не знаю, сколько раз я уже сказал это слово, повторю еще раз. Мы живем в реальном мире, где каждый день возникает масса мелких проблем и задач. И их нужно решать, что вполне под силу тем же школьникам. А если не решаем — они копятся как снежный ком. Нужно обустроить повседневную жизнь, прежде чем двигаться дальше, к более сложным вещам. Зачем вкладывать в чубайсовские (ба)нанотехнологии, если, простите, у нас у дома крыша протекает? Немного залезу в политику, но, на мой взгляд, инновации — как мишура для подрастающего поколения. Мол, давайте сделаем новые технологии и заживем долго, счастливо и, главное, богато. Красивая сказка, но отвлекает от реальных вещей. Мне тут прислали одну работу про нанотехнологии, чистый обзор на основе интернет-материалов. Спрашиваю школьника — а, собственно, вы что делали в этой области? Ответ был очевиден — ничего. Вот именно, откуда в школе нанотехнологии. Лучше бы какой-нибудь прибор спаял…
В-третьих, перспектива. К счастью, перспектива есть. Подобных детей нужно всячески поддерживать (на это и направлен конкурс). Ведь через 10-15 лет из них получатся хорошие инженеры, ученые, да и просто рабочие с нормальными ровными руками, растущими из плеч, а не откуда попало. Можно перефразировать словами одного человека, который внес свой маленький финансовый вклад в копилку конкурса:
Я даже и не подозревал, что ещё осталось так много школьников, которым интересно не сидеть круглые сутки в весёлых фермерах и прочих ВоВ, а заниматься исследовательской деятельностью.
Так что желаю вам успехов и спасибо за такой проект. Приятно знать, что у нашей страны есть будущее :)
Думаю, добавить тут нечего. С такими детьми будущее у нас действительно есть.
18.05.2011 15:53+0400