Яндекс.Метрика

    Ни о чём

    Единая информационная среда в вузе. Прошлое и настоящее

    В нашем вузе (МИЭМ) лет 7-8 назад образовалась группа инициативных людей, решивших создать единую информационную среду на базе кафедры. Собрались летом, подумали, прикинули что да как и решили реализовать на то время проект, целью которого являлось перевести различные процессы классического очного образовательного процесса на рельсы информационных технологий. Процесс шёл долго, много раз менялись подходы к реализации различных процессов, в результате, года 4 назад, пришли к финальной версии нашей ЕИС.

    В систему входили:
    единый каталог авторизации на базе LDAP, куда загружались данные по всем пользователям и через который происходил процесс авторизации на все сервисы
    свой почтовый сервачок (оно и понятно, для чего он служит)
    группа социальных сервисов (форум, фотогалерея, свой видеохостинг, файловое хранилище)
    группа учебных сервисов (Wiki, Система управления процессом обучения, Библиотека)
    группа вспомогательных-развлекательных сервисов (оповещение о днях рождения студентов и преподавателей, свой цитатник, аналитический сервис и т.п.)

    Система позволяла решать достаточно широкий спектр задач, так или иначе связанный с процессом обучения. В Wiki велись совместные проекты, LMS собирала отчётность по студентам (благодаря ей удалось избежать огррромного количества бумажной волокиты, связанный с домашними и лабораторными работами студентов, а так же сделать образовательный процесс более прозрачным) и в ней же хранились материалы по всем курсам. Ну а библиотека, как вы сами понимаете, хранила в себе достаточно большой объём оцифрованных материалов разных лет.

    Интеграция различного рода веб-сервисов основывалась на едином требовании — снять все ограничения. В те времена многие веб-сервисы серьёзно ограничивали пользователей по размеру/качеству заливаемого контента. К примеру, во многих бесплатных фотохостингах качество фотографий существенно урезалось, объём файлового хранилища до сих пор является серьёзно ограниченным для большинства пользователей. В созданной среде этого не было.

    Год-два, пока система собиралась по кусочкам, энтузиазма в её использовании у большинства было действительно мало. Но тут стоит учитывать, что образовательная среда по умолчанию является весьма инерционной. Т.е. процессы, инициированные вчера, могут дать свои плоды через пару лет. Стоило лишь немного потерпеть — и теперь созданная среда стала неотъемлемой частью образовательного процесса на кафедре. Это привело к действительно серьёзному росту сплочённости коллективов внутри единицы вуза, созданию инициативных групп, мультидисциплинности курсовых проектов. Благодаря этой же среде в рамках нашей кафедры родилась серьёзная связь между курсами. Проекты, инициированные студентами 5-го курса, поддерживались на различных уровнях студентами всех других курсов. Многим становилось это интересно и вот уже который год на большинстве профильных предметов у нас нет типовых проектов. Каждый курсовой проект является, в том или ином роде, разработкой, уже начиная с 3-го курса. Пакет этих разработок с каждым годом растёт и это не перестаёт радовать.

    Конечно, у построенной среды выявились и свои минусы. Основным минусом являлась необходимость поддерживать все имеющие ресурсы. Для поддержки всех ресурсов необходимо постоянно создавать пул квалифицированных кадров. Этот минус, в своё время, переродился в плюс — студенты, начиная с 1-го курса, имели возможность попробовать свои силы в администрировании и поддержки этих сервисов. Что, правда, привело к тому, что к 3-му курсу большинство студентов уже уходили работать в техподдержку различных крупных и не очень фирм.

    В результате, около года назад, мы пришли к мнению, что необходимо искать подходящий способ снять процесс техподдержки со студентов и перевести всю ЕИС на внешнюю платформу. Безусловно, есть огромный пул платных платформ, но, поскольку мы делаем всё скорее вопреки, а не благодаря, то необходимо было выбрать наиболее удобную платформу для этого. И решили попробовать для этого сервисы Google, которыми пользуемся давно лично, но на поток мы их не пускали пока.

    Для этого мы за 1 день зарегистрировали на наш домен (miem.edu.ru) академический аккаунт Google на 5 000+ пользователей. После уже началась работа по формированию поддоменов для разграничения рабочих зон. Ещё при создании первой версии ЕИС, наш коллектив пришёл к следующему виду аккаунтов и, соответственно, доменных зон: name.surname@год_выпуска.кафедра.основной_домен. Эту же структуру мы решили применить и при интеграции в Google. Естественно, в Google-доменах есть свои понятия о группах пользователей, которые мы использовали для разграничения пользовательских политик (студенты, аспиранты, старосты групп и т.п.)

    Собственно, мы получили достаточно большое количество плюсов от перехода на Google. Помимо классической почты и доков, мы получили групповые календари (с расписаниями для каждой группы), календари событий вуза, автоматически синхронизирующиеся с аккаунтами студентов, доступ к Youtube, Picassa и т.п.

    В данный момент, мы занимаемся разработкой приложения для Android (кстати, насколько я рассматривал пару месяцев назад этот рынок в России — у нас не было ни одного приложения для вуза под какую-либо мобильную операционную систему), которое позволит студентам получать различную информацию через свой телефон. По данным соц. опроса, более 30% студентов уже сейчас используют Android в качестве ОС для своих мобильных устройств. Доля Симбы пока ещё велика (около тех же 30%), но они постепенно переходят на тот же андройд. Но об этом приложении я напишу подробнее уже в конце года, когда будет заведена бета-версия.

    К чему весь этот пост? К тому, что внедрение информационных технологий в современный образовательный процесс не требует вложений в технику или покупку софта. В людей — да, безусловно. Но разве не приятно получать на выпуске специалистов, подготовленных к работе в реальном мире? Которые уже после 4-го курса (бакалавры) будут конкурентноспособными спецами в различных областях. ИТ не заменяют очный образовательный процесс. Это не дистанционка. Это расширение очного образовательного процесса. Это объединение студентов не только внутри кафедр, но и, более глобально, по вузу. Открытость лабораторий и доступность мощностей вуза приводит к тому, что, помимо образовательной функции, вуз укрепляет подготовку специалистов с широкими знаниями в кроссдисциплинных областях.