Яндекс.Метрика

    Бизнес

    Опыт создания и монетизации ShopTop.ru

    ShopTop.ru

    Хочу рассказать о своем опыте создания, развития и монетизации каталога интернет-магазинов ShopTop.ru. И как этот сайт из хобби превратился в источник заработка. А, так как, сайт благополучно существует с 2003 года, опыта этого накопилось достаточно.


    История создания



    Итак, все началось в далеком 2003 году, когда не было ни контекстной рекламы, ни бирж ссылок и электронная коммерция только начинала набирать обороты. Была просто идея создать сайт с неясной перспективой как на нем зарабатывать. Так же, важным требованием было то, чтобы сайт самостоятельно развивался и разрастался (первые задатки web 2.0). Я решил сделать каталог интеренет-магазинов. Конкуренты были, но они были либо технологически отсталые, либо представляли собой просто свалку ссылок.

    И, хотя я довольно смутно представлял как и сколько буду зарабатывать на этом сайте, все же упор делался на то, что сайт должен приносить доход. Коммерческая тематика была выбрана исходя из этих предположений. И первоначальная схема заработка была основана на получении процентов от заказов через мой сайт, проще говоря, на партнерских программах интернет-магазинов.

    Первый движок сайта был построен на скрипте CNCat (который, к стати до сих пор существует). Однако, скоро стало ясно что построить качественный сайт на нем не удастся, т.к. это коробочное решение и довольно трудно поддается модификации. Поэтому, с ростом моих знаний в новомодном тогда языке PHP, возникло понимание необходимости полной переделки сайта. Две недели бессонных ночей и сайт был готов. Была полностью переделана база данных, появились новые поля для заполнения, заточенные именно под интернет-магазины (например: регион доставки, способы оплаты).

    Минусом этой модернизации стало то, что пришлось полностью удалить старую базу данных и все интернет-магазины, которые успели добавиться в каталог за время существования первой версии сайта. Однако, по этим сайтам была произведена рассылка с уведомлением, и база потихоньку стала набираться снова.

    В новой версии сайта упор был сделан на качественный контент. Все магазины проходили ручную премодерацию. Я сам редактировал ужасные описания, которые добавляли магазины. Зачастую это был просто набор ключевых слов. В то время люди верили, что с таким описанием можно попасть в топы поисковиков (что иногда и случалось).
    Сайт уже имел определенный трафик (более 1000 посетителей в сутки) и хостер стал жаловаться на то, что виртуальный хостинг не справляется с нагрузкой. Тогда я перешел на VPS, что положительно сказалось на скорости загрузки и дальнейшем росте посещаемости.

    В 2006 году сайт опять был полностью переписан с нуля. Дизайн сайта внешне не изменился, но теперь верстка была основана не на таблицах, а на (о чудо!) DIV'ах. Были добавлены новые функции, появился фильтр и поиск по параметрам. А у владельцев магазинов появился новый кабинет, где они смогли пополнять свой баланс и на эти деньги поднять свою ссылку вверх каталога с оплатой за клики, размещать баннеры и новости на сайте.

    И вот, совсем недавно, осенью 2010 сайт претерпел очередную реинкарнацию. Был полностью переделан дизайн, он стал более удобным и понятным. Были добавлены превьюшки сайтов, изменилась система отзывов и рейтинга. Ну и еще было сделано много мелких изменений. А в планах на будущее — создание форума.

    Эволюция ShopTop.ru

    В процессе проектирования различных разделов и функций возникало много вопросов: как сделать ту или иную вещь. Например, каким образом сортировать отзывы: вверху новые или старые? И со временем пришло понимание, что делать нужно для людей. В первую очередь думать о том, чтобы это было удобно посетителям. Зачастую, лучше отказаться от сложных функций в угоду простоте и удобству использования. И будет тогда счастье.

    Продвижение



    Как только сайт был создан, возникла резонная необходимость в первоначальном заполнении контентом. Для этого был выбран способ в духе партизанского маркетинга. У главного конкурента анонимно была куплена база данных с email'ами интернет-магазинов. По которой была успешно проведена спам рассылка с иноформацией о новом каталоге. Магазины начали понемногу добавляться, сайт постепенно начал появляться в поисковиках по различным запросам. Так же, для повышения ранга, магазинам предлагалось установить на свой сайт кнопку 88x31 каталога, что в будущем позволило накопить довольно высокий тИЦ и PR.

    Особых действий по продвижению в поисковиках не предпринималось, все происходило как-то само собой. Посещаемость постепенно росла, сайт стал выходить в поиске по довольно жирным запросам, типа «магазин», «интернет-магазины» и прочие. Магазины добавлялись с завидной регулярностью, по 5-10 магазинов в сутки. И для их проверки пришлось нанять модератора.

    В последнее время я все же занялся целенаправленным продвижением в поисковиках, для чего привлек специального человека. Цель — удвоить трафик. Посмотрим что получится, но уже сейчас могу сказать что такое сотрудничество полезно, т.к. было обнаружено множество мелких, но досадных косяков.

    Монетизация



    Подошли к самому интересному вопросу — как же все-таки заработать на сайте. Как я говорил ранее, сайт я серьезно не рассматривал как средство заработка. Зарабатывал в то время на других партнерских интернет-магазинах. Но со временем, сайт стал приносить довольно приличный доход. Сколько не скажу, но скажу что на него можно вполне себе жить и не работать на других работах.

    Когда не было контекстной рекламы, основной заработок — партнерские программы и прямые платежи от владельцев магазинов за поднятие своего сайта в кталоге, приносил совсем не много. Когда появилась контекстная реклама (от Google и Яндекса), стал размещать ее. И она показала (и продолжает показывать) хороший результат и стала основным средством монетизации трафика. Ключевую роль тут сыграла коммерческая тематика сайта, что сказалось на довольно высокой цене клика (есть с чем сравнивать).

    Далее был опыт по продаже ссылок. Я, в свое время, разместил код Сапе и стал с удовольствием смотреть как раскупают по сотне ссылок в день. Подсчитывая возможную прибыль (если продавать с каждой страницы по 10 ссылок), я уже стал представлять себя миллионером. Однако, через месяц-два, когда тИЦ сайта резко и неуклонно стал падать с 1200 пунктов до 600 и PR5 упал до 3, перспективы казались уже не такими радужными. Чтобы сайт совсем не умер, пришлось временно отказать от Сапе и использовать ее уже в будущем с предельной осторожностью, продавая ссылки дорого и мало. Вообще, судя по последним тенденциям, поисковики стали активно бороться с покупными ссылками, поэтому этот способ заработка и его перспективы весьма сомнительны.

    Так же, на сайте я предлагаю медийную баннерную рекламу, но ее покупают неохотно. Для продажи баннеров, думаю, необходимо иметь траффик от 10К посетителей в сутки.

    Я еще много всего перепробовал для заработка. Это и баннеры Soloway, и партнерские программы от Quatrix, и Бегун, и Rorer и много еще чего. Результат один — чем больше рекламы, тем более распыляются клики и доход с контекста уменьшается. Вместо увеличения прибыли, зачастую наблюдалось только ее снижение. И при этом, сайт становится похож на новогоднюю елку. Справедливости ради, нужно сказать, что результатами от Rorer я был доволен, остальные программы не произвели на меня впечатления.

    Выводы



    1. Делайте сайты для людей — с качественным контентом и действительно полезные.
    2. При разработке сайта, в первую очередь думайте о людях, которые будут на него заходить, ведь они ваши кормильцы. Если они останутся довольны, вам тоже будет хорошо.
    3. Если даже модель монетизации не ясна, продолжайте делать свое дело, с годами оно обязательно принесет вам успех.
    4. Постоянно совершенствуйте сайт методом мелких каждодневных улучшений. Так же, иногда требуется серьезная модернизация сайта, так как технологии не стоят на месте.
    5. Экспериментируйте с размещением и внешним видом контекстных объявлений, пока не добьетесь оптимальных результатов по доходу/приемлемости внешнего вида.
    6. Уделяйте большое внимание юзабилити (удобству интерфейса), за этим будущее и это важное конкурентное преимущество.