Яндекс.Метрика

    Язолъ

    Доверяете ли вы своим системным администраторам? Или сага о Фросте, который поработит мир

    Существует только одна нравственность — это правда, только одна безнравственность — ложь. Фейхтерслебен Р.

    Введение в суть дела


    Недавно в Рунете разразился небольшой скандал, а именно — Максим Шапошников, бывший CTO компании Иннова Системс объявил, что Фрост — система защиты игр, разработанная в Иннове может использоваться для ДДОС атак, шпионажа и другой вредительской деятельности, в том числе спецслужбами иностранных государств. Помимо этого Шапошников обвинил компанию в незаконных увольнениях и привел заявления сотрудников (в электронном виде).

    В связи с этим я получил множество вопросов от коллег, друзей о том правда ли все это. Кроме того, Шапошников в своих обвинениях и оскорблениях перешел все грани, поэтому умалчивать все уже нет сил. Данная публикация является моим личным мнением и не представляет собой официальную позицию компании. Т.е. я в первую очередь говорю от своего лица.

    Дальше все заметка идет в повествовательном формате и содержит много букв, поэтому если вам это неинтересно читать, переходите сразу к доказательной части, которая на фактах утверждаемых самим Шапошниковым показывает что он лжец и объясняет зачем ему было нужно вообще писать весь этот бред про Фрост и заговор.

    The story


    Для меня эта история началась летом 2009 года, когда я начал работать в компании Иннова Системс, менеджером в отделе разработке. Задача предстояла сложная и очень интересная одновременно — набрать новую команду разработчиков, взять под контроль работающую сложную систему, переделать ее для развития, поднять качество проектов.

    В смежных командах были тоже сильные специалисты. Примерно в одно время со мной в компанию пришел и Максим Шапошников в роли будущего CTO, задачей которого было сделать тоже самое в части IT инфраструктуры, реорганизовать и набрать команду, купить более качественное железо, etc.

    В течении некоторого времени подтянулись еще ребята, которых привел с собой Максим — Володин, Мухин, и некоторые другие герои нашей саги. Хасьянов работал еще до нас. Привожу тут имена и фамилии этих людей, так как они уже фигурируют в открытых источниках и заявлениях которые опубликовал сам Максим.

    Признаться, в начале, когда я познакомился с Максом очень хотелось с ним работать, у него было внушительное резюме и хороший бекграунд, чувствовался большой опыт. Но в дальнейшем как то не сложилось, думаю дальнейший рассказ все прояснит.

    Работа пошла, осенью был открыт сайт и запущено открытое бета тестирование AION — это были первые успехи нашей команды. Среди пользователей Инновы очень много скажем так скептиков, но все равно пользователи отметили значительно лучшее качество нового проекта.

    В конце 2009, общими усилиями были запущены две игры, которые сразу стали очень популярны в России — AION и Point Blank.

    После этого Макс по большей части находился в Лондоне, основную часть работы в Москве выполняли новые ребята, которых он привел, а также Хасьянов, по сути один тянул всю UNIX часть. От Максима периодически приходили вот такие забавные письма про волшебный порошок. Не могу тут не отметить мастерство самопиара Максима, которое сквозило во всех подобных сообщениях, а также в постах со «сливами» про Иннову.

    Весной 2010 в компании была внедрена корпоративная почтовая система на базе CommuniGate, решение было фактически продавлено Максимом, против желания многих в компании. Все таки по удобству использования CommuniGate находился далеко позади Gmail (на тот момент использовалась почта Google Apps). Руководителем службы хелпдеск был Мухин, который и занимался миграцией почты. Основная причина перехода, которая была озвучена — якобы защита конфиденциальной почты от гугла :). Почему смайл, дальше будет понятно.

    Первые серьезные конфликты в инженерной команде начались летом 2010. Полгода мы активно работали над новой версией биллинговой платформы, сайта 4game.ru и Запускатра. Запуск состоялся 04.06.2010, прошел довольно тяжело, система в итоге простаивала почти сутки.

    Приведу тут кратко одну техническую деталь, если кому то интересно, миграция данных из биллинга (Oracle) заняла 12 часов, против ожидающихся 3-4х часов, которые были получены при тестировании. Причина — на хранилище была смонтирована файловая система ZFS, которую нужно особым образом тюнить, если вы на ней располагаете файлы БД Oracle. Тогда как тестирование проводилось на Linux с ext3. Тюнить опять таки ее мог фактически только Шапошников, который и настоял на развертывании Solaris с ZFS, как единственный обладающий необходимыми знаниями и соответствующими правами. В этом месте передаю привет Анохину :)


    Во время запуска важнейшего для компании продукта, Шапошников насколько я помню, катался на лыжах где то в Европе.

    Сентябрь 2010 — Мухин был уволен или уволился, уж не помню как. Видимо примерно в это время, а может и раньше, был начат уже почти знаменитый чат в Skype, который потом почти всем его участникам обойдется боком. Когда нибудь его видимо сольют в паблик целиком, хотя признаться читать некоторые его части, которые я видел было очень неприятно. Отпишу про него еще чуть ниже.

    К сентябрю 2010 Хасьянов по прежнему один тащил на себе, весь фронт по UNIX, от чего довольно сильно страдал и матерился на Макса (своего непосредственного руководителя). Тем не менее, как выяснилось позже, он Максиму матерился уже на нас, менеджмент и вообще компанию в целом.

    Тут нужно пояснить, что с 2009 по 2010 год было проведено множество интервью для набора unix инженеров и не был принят ни один человек способный как то заменить Хасьянова. Интервью эти проводили сам Хасьянов и Максим периодически.
    Единственный сотрудник, который был способен поддерживать те же компоненты, был фактически выдавлен из отдела, не буду тут озвучивать его имя.

    Дальше началась череда событий, приведших к увольнению практически всей команды инженеров.

    Увольнение Хасьянова


    Хасьянов постарался выторговать себе лучшие условия оплаты. Но на свою беду, он попытался сделать это посредством шантажа. Множество работ в компании мог выполнять только он и его увольнение было крайне неприятным для компании.
    Шантаж был воспринят крайне негативно, Хасьянову предложили 3 месяца проработать на текущих условиях и найти хотя бы одного помощника. В этом случае компания была согласна пойти на условия оплаты, которые он просил.

    Закончилось это вот таким письмом Макса.

    Как выяснилось в последствии, помощников ему не могли не «по разным причинам» как пишет Максим, но и целенаправленно дискредитируя компанию. Как только с Хасьяновым на собеседования начал ходить другой человек, сразу появились желающие работать в компании адекватные кандидаты.

    Кроме того, Хасьянов, единственный UNIX инженер компании имевший доступы к важным сервисам «заболевает» сразу на две недели после написания заявления об уходе и не отвечает на звонки, письма и просьбы передать пароли. Именно это пытается «объяснить» Максим про передачу паролей в письме.

    Увольнение Макса


    Ноябрь 2010 ознаменовался массированной атакой, какашки летели в разные стороны.

    Кульминацией являлся момент, когда была пройдена точка невозврата — на 4 этаже компании находится оранжевая комната (релакс рум с кофемашиной). В том числе, на стене висит стенд, на котором расположены информационные материалы. Максим повесил на этой стене лист, который был с по бокам украшен изделиями номер два и содержанием своим передавал «приветы» наиболее ненавистному Максиму сотруднику компании. Сотрудник компании на этот раз не сдержался.

    После чего последовало вот такое письмо:


    В дальнейшем Максим в своей первой порции срывания покров это объясняет как, цитирую: «физическое нападение» и «учитывая, что почти все (русские) инженеры компании испытывали дикое давление со стороны армянского топ-менежмента» и «после чего я 2 недели с выбитым плечом провел на больничном»

    Вот так это выглядит, Максим на больничном в Гонконге:


    Взято со стены Максима в Фейсбуке, обратите внимание на даты:



    И тут внезапно — чат


    Инженерно-сетевая команда, хелпдеск во главе с Шапошниковым общались в общем чате в Skype. Skype вообще активно используется в компании для коммуникаций.

    К своему несчастью Максим проговорился, цитирую то, что он пишет в феврале 2011 в своем первом «сливе» про Иннову:

    «В это время инженеры (более 12(!) человек) выпускали пар в skype чате, называя армян в Иннове (ни у кого нет отторжения нации как таковой — среди любой нации есть выдающиеся люди, так и отбросы цивилизации) овц##бами и прочими ласковыми словами (представьте, как надо было _довести_ людей?), делясь диктофонными записями угроз, рассказывая как и кого незаконно пытались уволить (и кинуть на деньги положенные при увольнении), и тд.

    Один из сотрудников бывших (начальник службы HelpDesk внутреннего) при этом как оказалось читал почту главы HR, в которой тот активно обсуждал кого и как будут отжимать / увольнять, и предупреждал бывших коллег (которые еще продолжали работать в Иннове)


    Поясню, что бывший и уволенный сотрудник хелпдеска, это Мухин, которого привел Шапошников и он являлся его подчиненным. Находясь в одном с ним чате, Максим видит что этот уволенный сотрудник, продолжает читать переписку менеджмента компании и как CTO и ответственный за все эти отделы не предпринимает никаких действий (sic!). В этом же чате находилась вся инженерная команда — Володин, Хасьянов и многие другие. Ни один не среагировал на то, что у уволенного полгода сотрудника сохраняются доступы VPN, пароли к администрированию корпоративной почте.

    Признаться, было очень горько читать некоторые вещи из этого чата. Когда бок о бок работаешь с кем либо, помогаешь ему в чем то и стараешься хорошо сделать общее дело, в итоге видеть оскорбления в свою сторону, в сторону коллег, причем оскорбления сказанные трусливо в спину. Хочу заочно вам сказать — горите в аду!

    Кусок этого чата выложен видимо кем-то из инженеров тут.

    Насколько известно мне, содержимое этого чата и явилось основанием для начала следствия, в чем именно его предмет и суть, и кто там фигурирует я точно сказать не могу. Максим по понятным причинам, также не публикует информацию об этом деле, возможно там есть еще какие то другие обвинения.

    Могу еще сказать, что лживыми являются комментарии Максима о том, что в компании все проходят тестирование на полиграфе. Ни один мой подчиненный из отдела разработки не проходил такого тестирования. Возможно проверяли каких то не очень чистоплотных сотрудников.

    Увольнение Володина


    После увольнения Шапошникова, его задачами занимался во многом Володин, которому доверяли до того момента, пока не был обнаружен чат, который показал всю его лживость и двуличность. Стало понятно, что с ним пути у компании тоже расходятся, собственно Максим выложил диктофонную запись его увольнения.

    Это пример доказательств, которые Максим приводит как демонстрирующую незаконное увольнение сотрудника.

    Это просто поразительно, потому что эта запись демонстрирует то, что Володина увольняют за причастность к сливу информации, зная про которую и будучи обязанным первым противостоять ей как сетевой инженер компании, он не то чтобы ничего не предпринял, но продолжал насмехаться!
    Так в чем же незаконность этого увольнения и где вы слышите угрозы? Да, там эмоциональный разговор, а какой может быть разговор после такой подлости?

    Итого



    Многие из коллег прокомментировали сливы Максима как бред и фантазии. Это действительно так, но в первую очередь — это спланированная пиар акция. Своеобразная попытка защититься. Ситуация у Шапошникова, Мухина и остальных фигурантов дела по всей видимости не очень радужная. По свидетельству самого Максима, Мухин признался в чтении почты и ее сливе, а также указал, что действовал под указанием Максима и Володина.

    На самом деле всех их просто жаль, потому что попасть в такую историю будучи известным и уважаемым специалистом это крайне глупо. Нехватило немного ума вовремя остановиться. Большинство будучи просто пассивные читателями, пострадали в результате самопиара Максима, его попытками манипулировать подчиненными, чтобы получить выгоду для себя. Более того у большинства пострадавших нет возможности как у Максима укрываться в Лондоне от правосудия. А ведь все могло быть совсем по другому!

    Для меня главное, что вся эта грязь теперь за пределами Инновы, у нас отличная слаженная команда инженеров, которые работают, а не пишут письма про «волшебный порошок».

    Магомед Абдурахманов
    Руководитель отдела разработки
    Иннова Системс
    3 июля 2011