Яндекс.Метрика

    Будущее сегодня

    W.R.I.T. — GSM-R. Мобильная связь на службе у железнодорожников

    image
    … будущее уже совсем близко.
    … это не новость-это информация для самообогащения
    вместо вступления

    перефразировав слова из одной старой песенки: без связи и ни туды и ни сюды. Особенно это ощущаем мы, работники стальных магистралей. Сейчас у нас насчитывается безумное количество разнородных видов связи. У одного работника, для производственной необходимости, может быть куча телефонных аппаратов. И этот момент немного удручает, так как качество этой связи, в большинстве случаев просто ужасно.
    немного истории

    Как говорят, в Европе действует(вовало) порядка 30-35 видов связи. А поезда там почти как в муравейнике. Какой-нибудь французский поезд будет колесить по всей Европе и, как вы понимаете, нужно быть всегда на связи.
    Исходя из вышеуказанных факторов Международным союзом железных дорог (UIC) совместно с Международным институтом стандартизации связи (ETSI) была создана новая проектная организация EIRINE (Европейская модернизированная интегрированная сеть радиосвязи на железных дорогах), которая начала разработку нового стандарта связи для железной дороги.
    Принцип ERTMS основан на едином управлении движением всех поездов в Европе и единой системы, которая будет установлена на всех поездах, курсирующих по территории Европейского союза.
    Данный стандарт должен удовлетворять следующим основным требованиям:
    • быть общеевропейским международным цифровым стандартом, предполагающим минимальную степень модификации для применения на железных дорогах
    • обеспечивать надежность в работе, которая должна быть проверена в сетях подвижной связи общего пользования
    • обеспечивать интеграцию всех служб и услуг связи железнодорожного применения в одной сети
    • поддерживать специализированные услуги связи для железной дороги и системы радиопередачи, используемые на сегодняшний день
    • предусматривать возможность плавного введения новых служб и услуг, организованных в будущем
    • быть экономически эффективным как в установке, так и при эксплуатации.

    В результате после ряда тестовых проектов и сравнений нескольких технологий выбор пал на стандарт GSM, который был модифицирован с учетом потребностей для железной дороги. Данный стандарт получил название GSM-R (GSM-Railway – Стандарт GSM для железной дороги).

    Благодаря данной технологии стало возможно перевести поездную и маневровую радиосвязь на новую мощную унифицированную цифровую системную платформу. GSM-R обеспечивает высокие эксплуатационную готовность и надежность, реализует интегрированные алгоритмы для обмена информацией с высокоскоростными поездами. Поддерживается групповой и широковещательный вызов, приоритеты вызовов, прерывание разговора при поступлении срочного вызова с высоким приоритетом. Что несомненно намного лучше имеющегося у нас (.

    Так же как и GSM, GSM-R дружит с GPRS, что даёт нам возможность в режиме реального времени получать телеметрическую информацию с любого локомотива, любой станции или перегона дороги. Информация о местоположении и скорости поезда будет передаваться по сети GSM-R в центр управления, что позволит полностью автоматизировать процесс регулирования движения поездов.

    Что касается о рынке данной технологии, то тут безоговорочное лидерство принадлежит компании Siemens. Первый коммерческий контракт на поставку GSM-R Siemens заключил в Швеции в 1998 году, а в июле 2000 года началась коммерческая эксплуатация системы GSM-R в Швеции (Орезунд). Стоит отметить, что это был первый полномасштабный проект в мире. Кроме того, на базе оборудования Siemens были построены крупные сети в Италии, Швейцарии, Бельгии, Финляндии, Норвегии и других странах.

    немного технических данных:
    Диапазон частот: 876-880 МГц и 921-925 МГц (повторное использование частот должно применяться с максимальной эффективностью)
    Базовая станция: мощность от 20 до 320 Вт (в зависимости от класса)
    Мобильная станция: мощность до 10 Вт
    Носимая станция: мощность до 2 Вт
    Частотное разделение каналов: полоса, выделяемая на нужды GSM-R, невелика — всего 4 МГц

    Если говорить о нас, о странах, так сказать СНГ, то всё немного обстоит хуже, если не сказать больше. Вроде все понимают, что это хорошо, но…
    Как оправдание, слышал такую версию, что нам не дают частотного диапазона под реализацию данной технологии.
    … а вот это новость

    Что же касается конкретно РЖД, то коллеги смогут полноценно воспользоваться транкинговой связью стандарта GSM-R: правительство подготовило документ, разрешающий РЖД использовать полосы радиочастот 876-880 МГц и 921-925 МГц на вторичной основе. Госкомиссия по радиочастотам одобрила эту идею еще в марте это года.

    Пока эти частоты используются аэронавигационным оборудованием, и действующая таблица использования радиочастот 876-880 МГц и 921-925МГц не предусматривает возможности использования средствами сухопутной подвижной радиосвязи. Однако Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) одобрила проект изменений в таблицу распределения полос для создания системы железнодорожной связи стандарта GSM-R еще в марте 2009 года.

    В распоряжении РЖД может оказаться GSM-сеть, покрывающая большую часть территории России, но на ее строительство придется потратить около $3,6 млрд. Вот так вот. Надеюсь за примеру РЖД последует и наша БЖД.

    Почитать более подробно о ERTMS и стандарте GSM-R можно тут.
    image