Яндекс.Метрика

    Будущее сегодня

    Заоблачные деньги

    Частные компании отбирают у государственных космических агентств инициативу в освоении внеземного пространства. Уже в ближайшие годы индустрия космического туризма начнет приносить многомиллионные доходы.
    Алексей Бондарев, предпоследний номер журнала Корреспондент


    Коммерческому чутью британского бизнесмена Ричарда Брэнсона не завидует разве что Папа Римский. Но и у человека, чьи помыслы должны быть самыми бескорыстными, умение Брэнсона видеть отдаленную перспективу наверняка вызывают искреннее восхищение.
    Брэнсон сколотил многомиллиардное состояние, оперируя в нескольких сферах бизнеса. В 1970-х он создал звукозаписывающую студию Virgin Records, которая занималась изданием представителей альтернативного рок-движения. В частности, именно Брэнсон открыл миру Майка Олдфилда, издав в 1973 году его дебютный альбом Tubular Bells. Позже Брэнсон создал собственную авиакомпанию Virgin Atlantic, сегодня одну из крупнейших в мире. К мобильному оператору Virgin Mobile подключены десятки миллионов абонентов из разных регионов планеты. В группу компаний Virgin входят также предприятия банковского и транспортного секторов.
    Однако нет сомнений в том, что через пару десятилетий биография Брэнсона где-нибудь на Википедии будет начинаться со слов “пионер космического туризма” или “основатель первой в мире коммерчески успешной космической компании”.
    Когда в 2004-м Брэнсон объявил о создании компании Virgin Galactic, основным профилем которой должен был стать космический туризм, практически никто не воспринял это всерьез. Сам термин “космический туризм” тогда ассоциировался исключительно с доставкой парочки богачей, отваливших десятки миллионов долларов, на Международную космическую станцию.
    Брэнсон заявил, что он создаст собственный корабль, способный выводить пассажиров на орбиту за существенно меньшие деньги. Он пообещал, что не пройдет и десяти лет, как компания обслужит первых клиентов.
    В 2006 году предприятие испытало свой первый корабль, который получил простое название SpaceShipOne, позже был создан второй прототип, SpaceShipTwo. В конце марта нынешнего года успешно прошли испытания корабля Enterprise. Брэнсон предполагает, что первые туристы смогут отправиться на нем за пределы земной атмосферы уже в 2011 году. На первые коммерческие полеты чудо-корабля билеты можно купить уже сегодня. На первый взгляд они стоят недешево — около $ 200 тыс. Однако это ощутимо меньше, чем стоимость полета на МКС.
    Брэнсон не сомневается в коммерческом успехе своего предприятия. Отчасти обоснованность его оптимизма подтверждает активность конкурентов. Помимо Virgin Galactic, зарабатывать на стремлении состоятельных граждан разнообразить свой досуг планирует американская компания Bigelow Aerospace, принадлежащая гостиничному магнату Роберту Бигелоу. Конкуренты Брэнсона избрали иной путь освоения космического пространства — вместо корабля они строят орбитальную станцию.

    Космический самолет


    Сложно объяснить выбор названия иными мотивами, кроме стремления к ассоциациям с классикой. Миллионы американцев и европейцев выросли на сериале Звездный путь, главными героями которого были участники экипажа звездолета Enterprise.
    Новый Enterprise, безусловно, существенно отличается от своего экранного прародителя. Он не умеет преодолевать скорость света и путешествовать между звездными системами. Это суборбитальный корабль — его предназначение лишь в том, чтобы вывести пассажиров в зону невесомости.
    Мартовские испытания над пустыней Мохаве в штате Калифорния показали, что Enterprise вполне способен справляться со своей задачей. В ходе трехчасового полета Enterprise и его самолета-носителя не было выявлено никаких технических неполадок. Правда, корабль не выходил в космос. Испытания ограничились полетом на высоте обычных реактивных лайнеров. Но, по словам Брэнсона, тестовые космические полеты начнутся уже в этом году.
    Таким образом, можно констатировать, что в марте испытывался в первую очередь самолет-носитель WhiteKnight. По дизайну он похож на катамаран, две его кабины и двигатели объединены одним крылом. Между кабинами крепится сам Enterprise.

    По плану, разработанному в Virgin Galactic, самолет-носитель должен подняться на высоту 35 км, где произойдет отделение Enterprise. Он включит собственные двигатели, при помощи которых сможет подняться на высоту 110 км, предоставив туристам возможность несколько минут наслаждаться невесомостью и фантастическим видом планеты Земля. В кабине предусмотрено шесть пассажирских мест, отделка салона отличается роскошью, характерной для элитных частных самолетов.
    Возвращение назад будет намного проще старта. Enterprise может спуститься с орбиты и приземлиться в аэропорту как обычный самолет. Весь полет в общей сложности займет несколько часов.
    И тем не менее это будут незабываемые несколько часов, убежден Брэнсон. Его мнение разделяет множество людей. Богатых людей. Virgin Galactic установила цену за один билет на уровне $ 200 тыс. На данный момент продано около 300 билетов на общую сумму $45 млн.
    Среди изъявивших желание попасть на первые рейсы Enterprise — множество знаменитостей, например голливудские звезды Джон Траволта и Бред Питт, поп-звезда Робби Уильямс. Мечтает о полете в невесомость и легендарный физик Стивен Хокинг.

    Орбитальный пузырь


    Роберт Бигелоу, владелец американской гостиничной сети Budget Suites of America, — личность безусловно не столь знаменитая, как Брэнсон. Однако и он может похвастать просто невероятным коммерческим чутьем. К теме космического туризма Бигелоу обратился еще в 1998 году, когда космический туризм был абсолютной фантастикой — на орбите еще летала станция Мир, а до запуска МКС оставалось целых три года.
    Успешно занимаясь отельным бизнесом на поверхности планеты, Бигелоу вполне обоснованно решил, что у него может получиться расширить сферу деятельности и за пределы атмосферы. За прошедшие 12 лет бизнесмен вложил в компанию Bigelow Aerospace более $ 180 млн, большая часть из которых ушла на разработку проекта орбитальной станции, способной стать первой внеземной гостиницей.
    Бигелоу начал проект не с нуля. За основу взята разработка NASA под названием TransHab, представлявшая собой надувной модуль, который запускался в космос в спущенном состоянии, а затем расправлялся на орбите до заданных размеров. Изначально NASA планировало вывести на орбиту жилой модуль, в надутом виде диаметром превышающий 8 м. Это огромная конструкция — для сравнения, самый крупный модуль МКС имеет сегодня лишь 4,5 м в диаметре. Однако в конце 1990-х из-за недостаточного финансирования NASA свернуло работу над проектом. Инициативу подхватил Бигелоу.
    Бизнесмен приобрел у NASA лицензию на технологию создания надувных конструкций на орбите и нанял команду инженеров для доведения ее до ума. Одним из ключевых новшеств стало применение в надувной конструкции вектрана — материала, который вдвое прочнее кевлара.
    В июле 2006 года экспериментальный модуль Genesis I был выведен на орбиту и благополучно раскрылся на заданной высоте. Годом позже на орбиту был успешно выведен второй модуль, Genesis II.
    В нынешнем году компания объявила о скорых испытаниях следующего прототипа будущей станции. Модуль длиной более 8 и диаметром более 6 м получил название Sundancer. После того как модуль успешно опробуют, следующим этапом работы станет его оснащение двумя дополнительными секциями. Первая будет снабжена двигателями, которые позволят станции корректировать свое перемещение по орбите, а вторая поможет космическому отелю стыковаться с МКС.
    Однако и эта конструкция станет лишь прототипом. В случае успеха Bigelow Aerospace планирует испытание настоящего шедевра инженерной мысли — пилотируемого аппарата BA 330. Его длина составит 14 м, диаметр — 6,7 м. Внутри спокойно поместятся шесть человек, для комфортного пребывания которых на орбите предусмотрены все удобства, включая кровати, тренажеры, душевые кабинки, кухню и большие запасы продуктов.
    Это и будет настоящий космический отель, о котором все эти годы мечтал Бигелоу. Запуск BA 330 намечен на 2014-2015 год. Со временем несколько таких модулей, пристыкованных друг к другу, составят настоящий орбитальный отельный комплекс. Причем это будет самый дорогой отель на планете. Одни сутки пребывания на орбите обойдутся в $ 1 млн. Правда, это предварительная информация, возможно, со временем Bigelow Aerospace умерит свои аппетиты. А может быть, наоборот, цены вырастут.
    Дело в том, что у Bigelow Aerospace нет своего транспорта для доставки туристов на орбиту. Несколько лет назад компания даже объявила конкурс на разработку шаттла, способного отвозить туристов на орбиту, однако даже призовой фонд в $ 50 млн не помог привлечь хотя бы один толковый проект. NASA не сможет выступить в роли извозчика, поскольку агентство само вскоре лишится шаттлов — их полеты будут свернуты в конце текущего года, — а также финансирования, которое позволило бы разработать корабли нового поколения. По инициативе президента Барака Обамы подготовка космического транспорта будет отдана в руки частных компаний. Однако очевидно, что это отдаленная перспектива.
    NASA в ближайшие годы будет пользоваться услугами российских кораблей Союз для доставки астронавтов и грузов на МКС. Не исключено, что Bigelow Aerospace также придется возить своих постояльцев на орбиту на российском “такси”.
    Помимо собственно гостиничного бизнеса, Бигелоу планирует и другие виды извлечения коммерческой выгоды из инженерных разработок своей компании. Надувные орбитальные модули могут представлять интерес для различных государственных или частных компаний, проводящих исследования на орбите.

    Немного ссылок по теме:
    Анимация Virgin Galactic о путешествии на SpaceShipTwo
    50 сек. презентации SpaceShipTwo
    Официальный сайт Virgin Galatic
    Симпатичные фото на Фликре от Virgin Galactics
    Компания Scaled Composites LLC (США) — проектировщик SpaceShipTwo, с 1982 года занимается производством экспериментальных летательных аппаратов
    2,5 мин видео от NewScientist про модуль Бигелоу
    Интервью Роберта Бигелоу корреспонденту «Спейс Ньюс» (перев.)