Яндекс.Метрика

    Будущее сегодня

    OV-Chipkaart: бесконтактные смарт-карты на службе обществу

    В настоящее время в Недерландах основным платёжным инструментом при использовании общественного транспорта является OV-chipkaart (где OV обозначает общественный транспорт (openbaar vervoer), а chipkaart переводится как смарт-карта). Именно о данном платежном средстве и технологии её реализации я и хочу рассказать в данной статье.
    Немного истории:

    Технология впервые была использована в метро города Роттердам в апреле 2005-ого года. В 2006-ом программа была расширена на Амстердамское метро и пять трамвайных линий. С июля 2007-ого года все трамваи и автобусы Роттердама начали принимать OV-chipcaard. C января 2009-того года платёжная система стала доступна повсеместно и во всех типах общественного транстпорта.
    Постепенность перехода на новую платёжную систему является вполне обоснованной, благодаря чему удалось избежать разнообразных эксцессов на этапах внедрения.

    Технология:

    Платёжная система OV-chipkaart основана на технологиях компании Phillips (а точнее — на технологии Mifare её дочерней компании NXP Semiconductors).
    Смарт-карты, используемые в системе OV-chipkaart являются бесконтактными, что добавляет комфорт в использование связанный с тем, что отпадает необходимость доставать смарт-карту, например, из кошелька (а у меня, как у счастливого обладателя куртки с карманом на рукаве, процесс оплаты проезда происходит вообще магическим образом...) Расстояние, на котором считывается информация со смарт-карты достигает пяти сантиметров.
    Анонимные и персональные смарт-карты базируются на картах Mifare Classic 4K, содержащих примерно 4 килобайта доступной памяти. Чтение и запись информации на карту защищены ключами, доступными только для авторизованных партнёров. В одноразовых (предоплаченных) смарт-картах используют более дешёвая технология Mifare Ultralight.
    Считается, что технология криптографической защиты (Milfare Crypto-1) теоретически может быть взломана, однако на данный момент она обеспечивает крайне высокий уровень защиты от так называемого фишинга (или воровства денег с банковского счёта путём создания «клона» карточки)

    Как работает данная система:

    Рассмотрим использование OV-chipkaart с точки зрения обыкновенного пользователя:

    Первым делом OV смарт-карту необходимо преобрести. На данном этапе перед нами предстают три варианта развития событий:
    • Вариант №1 — одноразовая смарт-карта: Как ясно из названия, баланс данной карты не сожет быть пополнен, и, соответственно, работать она будет ровно до тех пор, пока на ней имеется некая денежная сумма. Будет удобна (ввиду того, что стоимость карты равна номиналу) для людей использующих общественный транспорт лишь изредка.
    • Вариант №2 — анонимная OV смарт-карта: Анонимная смарт-карта является решением для людей, которые используют общественный транспорт чаще, но которые не имеют каких-либо льгот. Выгодно отличается от одноразовой карты тем, что отсутствует необходимость каждый раз преобретать новую карту.
    • Вариант №3 — персональная OV смарт-карта: Наиболее продвинутый, если можно так выразиться, вид смарт-карт. На карту наносится фотография обладателя и личные данные, такие как имя и фамилия. Является, с одной стороны, наиболее дорогим видом карт, но, с другой стороны только обладатель такой карты может расчитывать на льготы (например, связанные с возрастом).

    Пополнение баланса:

    Итак, предположим, что карту мы купили. Теперь (если конечно у нас не одноразовая карта) мы должны пополнить баланс.
    Баланс можно пополнить в автобусах в специально установленных для этого терминалах (при этом, в качестве платежного средства могут быть использованы банковские карты), наличными деньгами или банковской карточкой в специальных терминалах (в основном расположенных на ж.д. вокзалах), либо на вокзалах в отделе по работе с клиентами.

    Перейдем непосредственно к поездке.

    Оплата проезда состоит из двух частей: Inchecken и Uitchecken:
    • При входе в астобус, входе в трамвай, входе в метро, либо на перроне (в случае путешествия поездом) обладатель смарт-карты проходит процедуру «Inchecken», при которой со счёта снимается некоторая сумма денег (в случае с автобусом, к примеру, это 4 евро) и начинается отсчёт километров. Для совершения Inchecking'a необходимо поднести смарт-карту к бесконтактному терминалу. Каждый терминал связан посредством беспроводной связи с процессинговым сервером, на котором и происходит обработка транзакций.
    • При достижении пункта назначения, обладатель смарт-карты проходит процедуру «Uitchecken», при которой происходит подсчёт километров и возврат не израсходованной суммы на счёт, привязанный к смарт-карте.

    Аналогичные платёжные системы в других странах:

    — Гонг-Конг — Octopus card
    — Дания — Rejsekort
    — Германия — Touch&Travel
    — Швейцария — ENGADINcard

    Испытав удобство использования данной системы, я искренне надеюсь, что аналогичная система в скором времени будет доступна повсеместно в моей родной стране — в России.