Подсознание →
Советы по защите диплома. Часть 2
В первой части я вкратце написал о подготовке дипломной работы, о том, чему в ней уделить больше времени. Здесь постараюсь изложить свой личный опыт непосредственно по защите и подготовке к ней. Мне все-таки кажется, что в большинстве случаев защита несколько важнее самого диплома. Хотя, разумеется, бывают и многочисленные исключения…
Итак, диплом написан, через три дня (или завтра) защита. Понятно волнение, особенно у тех, кто защищается в первый раз или не имеет опыта выступлений перед аудиторией. Запомните одну вещь: Вы этот диплом писали и лучше Вас в нем никто не разбирается. Считайте себя автором, который показывает коллегам (проще воспринимать комиссию именно так) свой труд. А отсюда и настрой соответственный: вы не просите поставить вам хорошую оценку, а объясняете им ту тему, в которой вы эксперт. Считайте защиту обычной презентацией человека, который разбирается в предмете (вас), людям, которые хотят узнать что-то новое (комиссия). Почувствуйте себя лектором перед студентами.
Но, чтобы это ощущение было по-настоящему стойким, необходима предварительная подготовка.
Я считаю, что помимо самого диплома на защите должна быть презентация и раздаточный материал. Ну и, разумеется, еда и напитки для задабривания комиссии ;)
Это ваша официальная шпаргалка и план выступления. Я не буду вдаваться в правила составления презентации – слишком многое про это написано. Главное здесь это:
Минимум текста на слайде – он должен быть легко читаем, что-то вроде плана рассказа. Очень хорошо подходит здесь использовать списки.
В презентации не должно быть больших схем и таблиц. Это не смотрится и навевает тоску. Поместите лучше действительно важные схемы и таблицы в раздаточный материал. Ну и предложите комиссии просмотреть это в раздатке. Если их это заинтересует.
Самое сложное при создании презентации – продумать, что и за чем идет. И что вы будете говорить в момент показа каждого слайда. Поэтому презентацию надо делать параллельно с текстом доклада.
Многие читают свой диплом и думают, что легко смогут его рассказать. По моему опыту это очень сложно. Необходимо написать конкретные слова, которые надо говорить на защите и связать их с презентацией и раздаточным материалом. После шлифовки этого текста – надо пару-тройку раз его проговорить вслух. И желательно «без бумажки».
Понятно, что текст доклада и текст на слайдах должен быть коррелирован, но не одинаков. Каждой фразе на слайде должно соответствовать некоторое количество связанных предложений.
Мне пытались навязать точку зрения, что раздаточный материал – это распечатанная презентация. Конечно, если на каждом слайде по 3-5 абзацев текста – это оправдано. Лично мне кажется, раздаточный материал – это то, что необходимо для непосредственно доклада. Без него можно обойтись, конечно. Если необходимые кучи текста находятся в дипломе. Но комиссия любит, чтобы у каждого ее члена была своя копия нужной информации. А диплом – единственный… Так что тут – смотрите по обстановке.
Комиссию на защите нужно вести по своей дороге. Не давать ей инициативу. Все должно идти так, как вы продумали. Это возможно, так как на выступление у вас всего 10-15 минут и куча выпускников, которым тоже надо защититься. Поэтому старайтесь планировать все так, чтобы комиссия слушала вас с открытым ртом, подчиняясь всем вашим словам. Как студенты перед хорошим лектором. Допустимы тематические истории, шутки, интересные факты и все то, что расслабит комиссию. Они же тоже люди.
Большинство боятся именно этого. Я всегда уделяю подготовке к вопросам время. Берем текст нашего доклада и для каждого предложения придумываем вопросы. Если возникают вопросы, на которые нам сложно ответить – переписываем эту часть доклада так, чтоб вопроса этого не возникало. Это сложная работа, но нежелательных вопросов будет меньше.
Еще один мой любимый способ – ожидаемые вопросы. Это когда мы умышленно не затрагиваем определенную тему или упоминаем о ней вскользь, но изучаем ее настолько, чтобы ответить на любой вопрос. Мы, как бы вынуждаем комиссию задать тот вопрос, ответ на который мы знаем. Это редко удается сделать, но к этому нужно стремиться. Для этого неплохо узнать научные интересы всех членов комиссии и быть готовым показать в своем дипломе частичку из области их интересов. Если, конечно, вы в этой области разбираетесь :)
Хотелось бы еще раз подчеркнуть следующее:
Лучше не писать то, чего не можешь объяснить. Хуже всего, когда на слайде написана чушь и это замечают. Поэтому каждое слово в презентации (в идеале и в тексте диплома) должно быть критически проверено.
В завершении доклада кратко сформулируйте еще раз важность работы и направления дальнейшего развития (хотя это может быть отдельный вопрос). Покажите комиссии, что работа не закончится дипломом, а будет развиваться и дальше. Также комиссия любит когда цели, задачи, методы, и актуальность четко формулируют в докладе. В завершении доклада неплохо подчеркнуть что все цели достигнуты и вы молодец :)
Правильное настроение, уверенность и доброжелательность. Ощущайте себя лектором, управляйте аудиторией. Заинтересуйте комиссию мелочами, так как предмет они знают, как правило, лучше вас. Покажите всем, что это ваша работа, вы ее писали и хорошо разобрались в этой теме.
Возможно что-то упустил. Тем не менее, УДАЧИ!
P.S. Эта статья опубликована также в моем блоге
Итак, диплом написан, через три дня (или завтра) защита. Понятно волнение, особенно у тех, кто защищается в первый раз или не имеет опыта выступлений перед аудиторией. Запомните одну вещь: Вы этот диплом писали и лучше Вас в нем никто не разбирается. Считайте себя автором, который показывает коллегам (проще воспринимать комиссию именно так) свой труд. А отсюда и настрой соответственный: вы не просите поставить вам хорошую оценку, а объясняете им ту тему, в которой вы эксперт. Считайте защиту обычной презентацией человека, который разбирается в предмете (вас), людям, которые хотят узнать что-то новое (комиссия). Почувствуйте себя лектором перед студентами.
Но, чтобы это ощущение было по-настоящему стойким, необходима предварительная подготовка.
Я считаю, что помимо самого диплома на защите должна быть презентация и раздаточный материал. Ну и, разумеется, еда и напитки для задабривания комиссии ;)
Презентация.
Это ваша официальная шпаргалка и план выступления. Я не буду вдаваться в правила составления презентации – слишком многое про это написано. Главное здесь это:
Минимум текста на слайде – он должен быть легко читаем, что-то вроде плана рассказа. Очень хорошо подходит здесь использовать списки.
- Максимум рисунков и диаграмм – безупречно оформленных и наглядных. Разумеется в стиле общего дизайна презентации.
- Дизайн должен быть единый. Текст должен быть четко виден на фоне. Я предпочитаю темный шрифт и светлый фон.
- Внимание к деталям. Каждый элемент, который вы помещаете на слайды, должен быть тщательно подготовлен. Все рисунки должны быть очищены от лишних надписей, диаграммы подписаны и т.п. Все должно быть так, чтобы вам не приходилось объяснять, что где изображено. Каждый слайд должен быть понятен и без вашего рассказа.
- Немного юмора и интересных украшательств. Мне лично нравятся анимированные картинки в тех местах, где слишком скучный текст или отсутствует графика. Если эти картинки хорошо вписываются в тему, разумеется. Комиссия устает слушать скучные и неинтересные доклады – анимация и видео их немножко развлечет. Но знайте меру :)
В презентации не должно быть больших схем и таблиц. Это не смотрится и навевает тоску. Поместите лучше действительно важные схемы и таблицы в раздаточный материал. Ну и предложите комиссии просмотреть это в раздатке. Если их это заинтересует.
Самое сложное при создании презентации – продумать, что и за чем идет. И что вы будете говорить в момент показа каждого слайда. Поэтому презентацию надо делать параллельно с текстом доклада.
Текст доклада.
Многие читают свой диплом и думают, что легко смогут его рассказать. По моему опыту это очень сложно. Необходимо написать конкретные слова, которые надо говорить на защите и связать их с презентацией и раздаточным материалом. После шлифовки этого текста – надо пару-тройку раз его проговорить вслух. И желательно «без бумажки».
Понятно, что текст доклада и текст на слайдах должен быть коррелирован, но не одинаков. Каждой фразе на слайде должно соответствовать некоторое количество связанных предложений.
Раздаточный материал.
Мне пытались навязать точку зрения, что раздаточный материал – это распечатанная презентация. Конечно, если на каждом слайде по 3-5 абзацев текста – это оправдано. Лично мне кажется, раздаточный материал – это то, что необходимо для непосредственно доклада. Без него можно обойтись, конечно. Если необходимые кучи текста находятся в дипломе. Но комиссия любит, чтобы у каждого ее члена была своя копия нужной информации. А диплом – единственный… Так что тут – смотрите по обстановке.
Комиссию на защите нужно вести по своей дороге. Не давать ей инициативу. Все должно идти так, как вы продумали. Это возможно, так как на выступление у вас всего 10-15 минут и куча выпускников, которым тоже надо защититься. Поэтому старайтесь планировать все так, чтобы комиссия слушала вас с открытым ртом, подчиняясь всем вашим словам. Как студенты перед хорошим лектором. Допустимы тематические истории, шутки, интересные факты и все то, что расслабит комиссию. Они же тоже люди.
Вопросы
Большинство боятся именно этого. Я всегда уделяю подготовке к вопросам время. Берем текст нашего доклада и для каждого предложения придумываем вопросы. Если возникают вопросы, на которые нам сложно ответить – переписываем эту часть доклада так, чтоб вопроса этого не возникало. Это сложная работа, но нежелательных вопросов будет меньше.
Еще один мой любимый способ – ожидаемые вопросы. Это когда мы умышленно не затрагиваем определенную тему или упоминаем о ней вскользь, но изучаем ее настолько, чтобы ответить на любой вопрос. Мы, как бы вынуждаем комиссию задать тот вопрос, ответ на который мы знаем. Это редко удается сделать, но к этому нужно стремиться. Для этого неплохо узнать научные интересы всех членов комиссии и быть готовым показать в своем дипломе частичку из области их интересов. Если, конечно, вы в этой области разбираетесь :)
Хотелось бы еще раз подчеркнуть следующее:
Лучше не писать то, чего не можешь объяснить. Хуже всего, когда на слайде написана чушь и это замечают. Поэтому каждое слово в презентации (в идеале и в тексте диплома) должно быть критически проверено.
В завершении доклада кратко сформулируйте еще раз важность работы и направления дальнейшего развития (хотя это может быть отдельный вопрос). Покажите комиссии, что работа не закончится дипломом, а будет развиваться и дальше. Также комиссия любит когда цели, задачи, методы, и актуальность четко формулируют в докладе. В завершении доклада неплохо подчеркнуть что все цели достигнуты и вы молодец :)
Правильное настроение, уверенность и доброжелательность. Ощущайте себя лектором, управляйте аудиторией. Заинтересуйте комиссию мелочами, так как предмет они знают, как правило, лучше вас. Покажите всем, что это ваша работа, вы ее писали и хорошо разобрались в этой теме.
Возможно что-то упустил. Тем не менее, УДАЧИ!
P.S. Эта статья опубликована также в моем блоге
22.06.2009 00:49+0400