Яндекс.Метрика

    Подсознание

    Снимать или читать?

    Сегодня по фотографии появилось очень много ресурсов, в том числе русскоязычных, что не может не радовать. Можно там прочитать, как снимать с проводкой, здесь, как снимать свадьбы, а еще вон там, как снимать в темноте, без света и штатива. Если поискать русскоязычную часть интернета, вы на любую тему (даю слово) найдете статью или, как минимум, ветку на форуме, которая на ваш вопрос, в определенной степени, ответит. Но и это тоже хорошо, а плохо другое…
    Плохо совсем не то, что многое из этого пишут непрофессионалы — от большинства профессионалов вообще не дождаться бесплатного обмена опытом (хотя бы для того, чтобы собрать свою аудиторию и так же незаметно продавать ей свои услуги), за небольшими и редкими исключениями.

    Плохо другое — зачитавшись текстами в сети, можно забыть, для чего именно ты все это начинал. А ведь причина была простой — научиться снимать, желательно, хорошо.

    Начав однажды поиск информации по конкретной тематике, со временем вползаешь в ужасные дебри, начинаешь задавать вопросы на форумах, что лучше и как правильно, пополнять информационно-осмысленные каналы бессмысленными комментариями, вместо того, чтобы просто выйти на улицу (или даже не выходить), сделать кадр и посмотреть, как согласуется теория с практикой. Или можно потратить полгода на выбор фотоаппарата, подружиться с завсегдатаями фотофорумов, подписаться на десяток лент блогов о фотографии, влезть в дебри фототестов, и в результате получить лишь анонс нового фотоаппарата, который лучше того, который висел в последние шесть месяцев в вашем wish-list, и, как результат, не купить ничего или переключиться на новую модель и заменить ею предыдущую хотелку.

    При поиске информации не нужно забывать, что интернет — не только средство обмена информацией, но еще и средство общения, а потому, никогда не нужно забывать, зачем вы пришли и что ищете, а сделав это, уйти. Более того, помните, что ползая по просторам сети, как ни старайся, практики не получить. Да, в интернете можно многому научиться, но научиться только теоретически — практика начинается только после отрыва от интернета, а руки еще и тренировать нужно. Сколько ни читай, не выработать практических навыков съемки. Сколько ни узнавай рекомендаций по поводу того, как добиться от модели нужного выражения лица, пока сам не начнешь с ней общаться, не поймешь даже, как ее раздеть. Можно просмотреть весь Flickr, Фотосайт или даже богом забытый Лучший русский фотоблог, и так и не выработать в себе эстетического чувства или критического подхода к своим собственным фотографиям — каждая будет казаться шедевром.

    А теперь подумайте, сколько времени вы потратили в интернете, пытаясь узнать о какой-то технике съемки и сколько по времени потом в этой технике тренировались? Соотношение 1:1 и выше — уже хорошо, а вот если теоретически вы постигали основы гораздо больше практики, ситуация просто критическая, особенно если после первых же кадров вы разочаровались и обвинили во всем фотоаппарат. Если вы тратите на получение довольно простой информации больше времени, чем на съемку, поиск информации фактически крадет у вас шедевры — ведь исключать, что талант у вас есть, не может никто, хотя правы будут только единицы. Подумайте, сколько времени вы потратили впустую, вместо того, чтобы найти интересный кадр. Вы прочитали про съемку с проводкой? А сколько потом сняли кадров движущихся авто? Вы изучили основные режимы съемки? А почему тогда до сих пор снимаете на автомате? Вы крутили кольцо зума, как надо, чтобы сделать эффект зум-взрыва? Сколько раз? Читали Родионова? А использовали его схемы? А еще Сергей дает задания — вы их выполняли? Уверен, что большинство просто читали и проходили мимо, даже не затрудняясь загрузить не только свой мозг, но и руки.

    Поймите, нельзя быть теоретиком и при этом называться гордым именем «фотограф», как нельзя быть боксером-заочником. В принципе, никто вам и слова не скажет, если вы будете просто читать, но не сказать, что вы тратите время впустую, нельзя, потому что нельзя просто «интересоваться фотографией». Будьте откровенны с самим собой: если вы просто читаете книги по фотографии, блоги по фотографии, а потом обсуждаете полученную информацию на форумах или в блогах, не используя на практике, вы критик (или критикан, но это уже неважно). Если же хотите быть фотографом, вам придется снимать гораздо больше, чем вы читаете и пишете, потому что фотограф — тот кто снимает, а фотография — искусство, прежде всего, практическое.

    Если все написанное выше привлекло ваше внимание, возможно, вы прислушаетесь к нескольким нашим советам, и искусство фотографии предстанет перед вами в ином свете…

    • если читаете о каком-то фотографическом приеме, после прочтения обязательно потратьте на практику с ним больше времени, чем на чтение, вне зависимости от того, считаете вы его нужным или нет
    • если выбираете фотоаппарат, не морочьте себе и другим голову: выберите две-три модели, пойдите в магазин и подержите в руках каждый, не слушая продавца, купите самый удобный — не надо лазить и смотреть карту шумов, кучу противоречивых отзывов, все фотоаппараты все равно одинаковые, и основная их цель — уметь реагировать на нажатие клавиши
    • кадр строится в мозгу, а получается после спуска затвора — если не снимать, плохих кадров не будет (не будет и хороших, правда); мозг имеет тенденцию забывать даже образы, и с возрастом все больше
    • при поиске в интернете не путайте интернет как средство общения и источник информации
    • участвуйте в бесплатных идейных тусовках фотографов (так и хочется процитировать нашу стробистскую фигню), выходите чаще в оффлайн
    • не думайте, что, сидя за компьютером и записавшись на фотокурсы, станете хорошим фотографом всего за десяток тысяч рублей — фотографами становятся самостоятельно
    • не слушайте советов про то, что нужно снимать «NNN кадров в день» — снимайте только при возникновении идеи и реализуйте
    • носите фотоаппарат с собой всегда (в большинстве случаев, достаточно даже телефона), если большой, можно купить маленький в дополнение
    • смотрите вокруг, подмечайте интересные моменты, зависимости, линии, цветовые контрасты, фиксируйте все на фотоаппарат, который у вас всегда под рукой
    • забудьте все, что вы здесь прочитали, поставьте себе визуальный образ и просто снимайте — никакая книга не научит вас снимать, не говоря уже о блогах


    В остальном, просто удачи. Немного более резкая и полная версия этой статьи находится здесь.