Обучение →
Трассировка успеха
Лирика
В экономике есть понятие трассировки затрат, если есть один офис в котором бухгалтерский и маркетинговый отдел работаю для всей компании, то нужно включить стоимость их содержания в стоимость каждого продукта которым торгует предприятие, в зависимости от количества экземпляров проданных товаров типов А и В, на цену каждого типа товара трассируется стоимость содержания офиса — это позволяет правильно считать расходы и цены на товары. Этот принцип можно вывернуть наизнанку и использовать в других сферах — как покажу ниже.
Use case
Ситуация №1.
Есть 2 учителя в школе, один воспитал 10 олимпиадников программистов, трое из них работают за рубежом за зарплаты выше 80 тысяч баксов в год, остальные не меньше 10 штук в год, второй добросовестно протёр 20 пар брюк. Оба получают одинаковую зарплату около 4 штук баксов в год. Что-то тут не то, как-то не справедливо. Ситуация №2
Есть 2 врача, один реально помогает людям, волнуется за них — сам ведёт здоровый образ жизни, второй не заботится даже о своём здоровье, не говоря о чьём-либо, и просто отбывает повинность. У них одинаковая зарплата.
Теория
Можно трассировать успешность учеников в зарплаты их учителей, врачей — людей которые помогли им стать теми кем они являются. Воспитал одних безработных — дохни с голоду, от тебя разбегаются все пациенты — аналогично.
Схема — мы платим очень не слабый подоходный налог — те кто оформлены как ЧП (20% и больше, по общей схеме), разные НДС (ПДВ в Украине), которые идут неизвестно куда. При этом социальные связи никак не отслеживаются, никак не подкрепляются успешные преподаватели, учителя, врачи — единственный вариант для них заработать нормальные деньги это частная практика, репетиторство и прочее. Мы с вами мало знаем о людях которые буквально «вставили мозги» например Цукербергу, Грину и Гейтсу, кому эти люди обязаны своим способом мышления хотя бы отчасти (я не говорю что хороший преподаватель — единственная причина успеха этих людей). Представьте себе что 10 человек которым помогли уроки отдельно взятого учителя платят налоги не государству на абстрактные расходные статьи в бюджете — а тем преподавателям кому они посчитают нужным, выберут 3 человек, кому они считают они обязаны, и на их поддержку пойдёт 10 процентов их дохода за данный конкретный месяц, если человек ничего не меняет, то это будут те же люди что и в предыдущем месяце, которые пошли бы в качестве налогов — просто в казну — а так напрямую конкретным людям. Врач-терапевт должен получать жалование не за часы проведённые на работе — а за то что конкретные, закреплённые за ним люди не болеют. На эти 2 статьи вполне хватило бы 20% доходов гражданина. Таким образом, преподаватель воспитавший 10 олимпиадников будет получать (80*3+10*7)*0.1/3 = что получается около 10 штук в год, что не плохо для учителя-преподавателя в СНГ, таких зарплат учителя 100% давненько не видели — мало того подобная схема вознаграждениям будет поощрять самых-самых в своих сферах преподавать и делится опытом, эти люди будут заинтересованы в том что бы их лекции были интересными и запоминающимися — это создаст конкуренцию между преподавателями разных предметов. Согласитесь: далеко не каждая лекция в универе была похожа на шоу — но есть преподаватели которыми памятники при жизни нужно ставить, а не то что нормальную зарплату давать. Конкретно в моём ВУЗе в аспирантуру целятя чуть-ли не самые безнадёжные, за некоторым исключением. Для того что бы такая схема успешно работала также необходимо упростить «выход на образовательный рынок» для того что бы «профессиональные» преподаватели и учителя ощущали конкуренцию со стороны практикующих экспертов и имели стимул осваивать новые технологии. Иначе развитие образования невозможно. Для этого в свою очередь необходима определённая свобода преподавателя и ВУЗ-а от различных программ и министерства образования. Для этого можно применить этот же принцип трассировки успеха — ВУЗ в котором в данный момент работает преподаватель получает небольшую часть трассированных на преподавателя средств — таким образом ВУЗ-ы будут заинтересованы в том что привлекать лучших преподавателей, а преподаватель с зарплатой больше 800 баксов в месяц — это уже более мобильный человек, который может в случае необходимости переехать в другой город например.
В идеале эта схема должна быть похожа на нейронную сеть в которой активные нейроны отправляют импульсы по синапсам, и нейроны по другую сторону наиболее интенсивных связей активируются — и отправляют импульсы дальше, то есть выигрывать в этой схеме должны и преподаватели молодого талантливого аспиранта, и врач который помогает пожилому, заслуженному профессору не впасть в маразм. При текущей схеме работы системы образования, у последнего просто не будет денег на лечение в случае необходимости.
Проблемы
В этой схеме есть явная проблема — люди работающие за рубежом будут платить налоги там, это один момент, его можно было бы сгладить если бы у нас была культуру поддержки своих преподавателей… И это «чИста гипАтетически» должно мотивировать государство как-то удерживать мозги, делать налоговые льготы для технологических компаний.
23.11.2010 23:22+0300