Яндекс.Метрика

    Обучение

    Фотоотчет о Балтийском конкурсе 2011

    Мне снова посчастливилось принять участие в теперь уже ежегодном Балтийском Инженерно-Научном Конкурсе для талантливых школьников в Санкт-Петербурге. Сам я уже давно не школьник, посему был на конференции гостем, но с участниками пообщаться удалось — впечатление крайне приятное; сложно поверить что эти ребята занимаются примерно тем же, что и мы, и не отстают от современных технологий. Большинство проектов было создано в школах, под кураторством научных руководителей, что хорошо показывает что не везде «информатика» замерла на уровне 80-х годов.

    Под катом Вы увидите фотографии счастливых ребят и их работ в секциях «Техника» и «Computer Science».
    Основная часть мероприятия прошла 2 февраля в Центре культурного и делового сотрудничества Санкт-Петербургского Государственного Университета.



    И хоть эти красивые залы кажутся просторными, но участников было так много, что некоторым даже не хватало места.



    Вообще стоит отметить, что форма докладов на конференции стендовая. Мы больше привыкли к аудиторным докладам, но стенды с полным описанием полученных результатов и хода работы существенно экономят время жюри и более наглядны для вновь зашедших гостей. Да, конференция проходит в форме конкурса, за лучшие работы участники получат призы, а победитель отправится на итоговую часть конкурса в США. Такая форма придает школьникам дополнительную мотивировку и добавляет достаточно сложному мероприятию некоторый игровой момент. Очень сложно, конечно, выбрать «лучшую» работу из множества достойных, однако уверен жюри справится с этой задачей и никто не останется огорчен. В общем да, и стендам и участникам было тесновато.

    Некоторые подготовились заранее и представили стенды на которые любо смотреть.



    А некоторые «как обычно» пытались завершить работу в последний момент. Впрочем, математикам это свойственно — хорошая идея может придти внезапно.



    К сожалению оценить работы в этой секции у меня просто не было времени, сразу же побежал в «родную» секцию компьютерных наук.

    Приятно было видеть существенное влияние научных руководителей, не каждый школьник догадается совместить в одной работе сразу две науки, а ведь как известно, последние яркие идеи рождаются на пересечении нескольких областей знаний. Работа с графами, написание сервера на Perl и хорошее знание предметной области (биоинформатики).



    Встретилась мне и работа посвященная излюбленной задаче хабралюдей, обходу CAPTCHA.



    Представленное решение проходит несколько частных случаев капчи с высокой эффективностью (от 20% до 90%). Различные эвристические методы (в том числе и возможные нововведения), реализация нейронных сетей и отличное владение языком программирования — вот что показал автор работы.



    Кстати сказать, почти половина проектов были созданы с использованием веб-технологий, в частности «любимым» языком школьников оказался ActionScript. Странный, конечно, выбор, но в этом видится отражение всеобщего стремления к переходу в Веб. А еще год назад почти все программы были написаны на C++/Delphi.

    Один из запомнившихся мне проектов на Flash — тренажер для развития памяти. Не то чтобы что-то новое, но, тем не менее, очень качественно реализованная «игрушка», аж приятно пользоваться.



    Решались и сложные задачи, в том числе комбинаторная задача об оптимальной расстановке объектов; всего лишь частный случай, но уже он позволил получить существенные практические результаты, один из которых — «правильная» схема расстановки городских больниц в Петербурге (хотя, конечно, вряд ли к ней кто-то прислушается, но идея похвальная).



    Не были оставлены и специфические Microsoft-технологии. В частности, расширение механизма контрактов для работы с Shared Memory. Автору удалось добиться некоторого (иногда пятикратного) увеличения производительности без потери изоляции. Здорово, так как мне видится непростой даже попытка разобраться со структурой OS Singularity.



    Представительницы прекрасного пола тоже не поленились представить свои проекты. Не скажу, что был сильно удивлен результатами, но уровень владения средствами и технологиями радовал. Так держать, девушки!



    В секции «Техника» тоже нашлось несколько приятных и понятных мне работ. Начиная с несложных, но красивых экспериментов с магнитными полями и заканчивая работающими моделями роботов.



    Удивительно было видеть девушку среди разработчиков моделей роботов. Полезная функциональность робота «Змея-Горыныча» и «Ильи Муромца» представляется сомнительной, но зрелище прямо скажу захватывающее. К сожалению, у меня нет видео этого момента, но по обилию телерепортеров можно быть уверенным, что «где-то оно есть».



    Зато улучив момент невостребованности роботов удалось снять их поближе. Сколько деталек!



    Кто бы мог подумать, что из кубиков лего можно собрать робота, расписывающего елочные игрушки. А ребята не только придумали макет робота, но и воплотили его в жизнь.



    Конструктором не ограничилось, были представлены и собранные полностью вручную модели. Например замечательный погрузчик.



    Который мне даже посчастливилось заснять на видео:



    Встретилась и еще более сложная модель робота, обладающая видеокамерой, «хваталкой» и подсветкой «цели». И схемотехника и реализация была полностью выполнена учащимися.



    Вот это чудо в действии:



    К сожалению, мне не удалось запомнить имена участников (постараюсь восстановить чуть позже). И я не знаю результатов конкурса (которых пока и нельзя знать — их объявят 4 февраля). Однако сейчас можно сказать, что конкурс радует и уровнем участников и атмосферой и отлично влияет на мотивацию в профессиональной (в будущем) деятельности. Больше бы таких мероприятий! А тем кто хочет на следующий год поучаствовать или сподвигнуть на участие своих детей советую заглядывать на сайт конкурса.