Научно популярное →
Авиамоделизм — первая модель
Это продолжение моей заметки Авиамоделизм — начало большого пути, приуроченной к дню космонавтики и авиации.
В этой заметке я хочу рассказать про свою первую (и единственную на данный момент) авиамодель.
Опять же повторюсь, что в авиамоделизме я новичок, и комментарии и поправки от более опытных людей только приветствуются.
Итак, после полутора месяцев тренировок я наконец купил свою первую модель.
Тут я буду рассматривать только покупную модель, т.к. сам я пока модели с 0 не строил, рассказать ничего не могу.
Итак, нам нужна первая модель для начального обучения полетным навыкам. Сразу скажу дело это дорогое, покупка в «детском мире» летающей игрушки за 2-3 тысячи рублей может только отбить дальнейшее желание заниматься авиамоделизмом.
Первая модель должна обладать следующим основным качеством: быть легкой в управлении.
Поэтому есть определенный стереотип первой модели:
— верхнее расположение крыла
— относительной большой v крыла (т.е. половинки крыла находятся не на одной прямой а под углом)
Эти два качества обеспечивают стабильность в полете.
Под эти параметры попадает куча разных самолетов.
Также есть мнение что чем самолет больше, тем он проще в управлении. Оно отчасти верно, потому что на больший самолет ветер влияет меньше. Есть также другая точка зрения — чем самолет больше, тем дороже выходит его ремонт :D
Также при выборе первой модели необходимо определится что ближе — двигатели внутреннего сгорания (вонючие и пердящие) или электродвигатели (от которых кстати можно добиться звука как от ДВСа) — без грязи и вони, но с дорогими аккумуляторами. По цене в принципе выходит то на то, и по времени полета тоже — что аккумулятора, что стандартного бака хватает в среднем на 10 минут полета.
Я для себя выбрал ДВС тренера размахом 1.8 метра.
Далее будут фотки моего самолета на данный момент, после 3 ремонтов, поэтому местами может выглядеть не очень презентабельно:)
Выглядит мой самолет на данный момент вот так:
Двигатель на нем стоит один из бюджетных, ASP 52. число означает объем двигателя — 0.52 кубических дюйма.
Двигатель внутреннего сгорания, работает на метаноле с примесью нитрометана (я летаю на топливе с 5% содержанием нитрометана). Масло для смазки двигателя содержится в самом топливе. Двигатель калильный, можно заметить что в цилиндре стоит свеча — когда заводишь двигатель на нее ставится накал, после того как двигатель был заведен накал убирается и топливо детонирует от сжатия. В некоторых случаях используется бортовой подкал, который держит напряжение на свече — например при зимних полетах при низкой температуре.
Бак для топлива стоит стандартный, 250 миллилитров, хватает на ~ 10 минут полета (а больше и не надо кстати, устаешь и внимание притупляется)
Бак стоит под «капотом»:
Губка и скотч — лучшие друзья авиамоделиста — отличные материалы для фиксации деталей внутри фюзеляжа — и пружинит — компенсирует вибрацию, и довольно неплохо держит.
Из бака выходит 3 трубки:
одна, которая заткнута болтиком — заправочная, сделана чтобы заливать топливо в бак.
Вторая идёт к карбюратору и подает топливо в двигатель.
Третья соединяет бак и глушитель и нужна для наддува в топливный бак — т.к. нет топливного насоса, топливо двигатель сосет в т.ч. и благодаря наддуву в бак из глушителя.
Далее посмотрим, что находится внутри самолета:
Крыло съемное и крепится на резинки, под крылом находится вся электроника:
Тут мы видим 3 сервомашинки:
— для управления дроссельной заслонкой
— для руля высоты
— для руля направления
Кроме сервомашинок там стоит бортовой аккумулятор (обычный никель-металлогидридный, на 6v, 1200 mAh, заряда хватает на день полетов — 5-6 баков), и приемник — приемник самая важная часть бортовой электроники т.к. в случае отказа приемника самолет теряет управление. Приемник завернут в отдельный слой поролона для уменьшения вибраций.
Сам приемник выглядит вот так:
К нему подключаются сервомашинки и бортовой аккумулятор, из него выходит антенна, которая проложена вдоль фюзеляжа.
Также на фотографии фюзеляжа изнутри можно заметить шнур, который торчит наружу. Он нужен для подключения сервомашинки, которая стоит на крыле и управляет элеронами:
На крылья иногда ставят 1 сервомашинку, иногда 2. В принципе элероны нужны для того, чтобы задавать самолету крен — следовательно когда 1 элерон движется вниз второй идет вверх — значит 1 сервомашинки достаточно в случае тренера. Но существуют особые случаи — например, когда самолет большой массы и усилие на элероны надо прилагать большее — ставят по сервомашинке на каждый элерон (а иногда и по 2). Еще 2 и более сервомашинки ставят на крыло когда надо сделать флапероны
Вообще крыло в сборе выглядит вот так (на фоне балконной двери чтобы можно было оценить масштаб):
На нижнюю часть крыла нанесены цветные полоски чтобы можно было ориентироваться — в каком положении в данный момент находится самолет. Крыло я ремонтировал после креша и полностью заново обтягивал, ремонт не коснулся только элеронов, поэтому на них полоски голубые а на крыле другого цвета, более яркие.
От сервомашинок к управляющим плоскостям идут тяги, которые соединяются с ними через кабанчик, вот так это выглядит на примере тяги к рулю направления:
Бортовая электроника выключается с помощью выключателя, который вынесен немного перед крылом:
По правилам техники безопасности надо сначала включать передатчик и потом бортовую электронику, а после посадки соответственно сначала выключать борт, а потом передатчик. Поэтому выключатель борта должен быть легко доступен.
Вот вроде и все :)
Все довольно просто устроено. Суммарно самолет весит около 2.5 кг, в принципе еще около 500-700 грамм полезной массы он может поднять легко (т.е. без существенного ухудшения полетных характеристик).
Единственное — чем больше масса тем больше посадочная скорость.
Самолет ремонтировался уже 3 раза.
1 раз я его завалил на крыло на посадке — полетел в слишком сильный ветер, не смог приземлиться, цепанул крылом землю, половина крыла в щепки — пошел закупил бальзы и фанеры, восстановил по той половине, которая сохранилась и заново обтянул.
2 раз я попросил девушку подержать самолет пока я буду его заводить, и она случайно сломала мне киль каблуком — нижнюю половину киля пришло заново вырезать из бальзы и вклеивать в фюзеляж.
3 раз у него развалилось шасси — новые колеса покупать не стал, сделал собственную втулку и восстановил шасси.
Сразу обозначу цену потому что вопрос периодически всплывает. Тут я перечисляют то, что я взял себе, вариант довольно бюджетный.
Что надо брать сразу:
Симулятор AeroFly Pro Deluxe — около 7 т.р, но есть бесплатный аналог FMS
Аппаратура управления — Hitec Optic 6 — 4 500 р.
Кит модели — 3 500 р.
Двигатель — 3 500 р.
Аккумулятор — 500 р.
Зарядник для него — еще 500 р.
Сервомашинки (4 штуки) — 500 р./штука
Приемник — около 500 р.
Кварц для приемника 300 р (кварц передатчика шел вместе с самим передатчиком).
Свеча для двигателя 300 р. (расходный материал, 2 уже сгорели)
Накал для свечи 600 р.
Топливо (1 галлон — 3.78л) — 1000р.
Топливаня помпа — около 300 р.
Вроде все, хотя может какие-то мелочи забыл.
Для электролетов сумма выходит примерно та же, там вместо топлива только аккумуляторы дороже и зарядники.
Текущие расходы:
Топливо (на 1 выезд на полетать уходит около 700 мл топлива у меня)
Воздушные винты — расходный материал, при посадках иногда чиркают землю и ломаются, чтоят около 100 р./штука, по первой надо было брать с собой по 2-3 штуки на 4-5 взлетов, сейчас беру с собой 2 запасных, иногда даже не пригождаются.
Цены на ремонт:
Пока 1 раз только закупался, восстановить половину крыла вышло около 600 рублей (бальза + пленка для обтяжки), при этом часть осталась еще на будущее, т.е. ремонт довольно недорог.
Если тема интересна, то могу немного рассказать о том, с чем я еще сталкивался за свой относительно небольшой опыт в «малой» авиации, это:
— 3d пилотаж — выполнение акробатически трюков, невозможных на «больших» самолетах, таких как «висение» на винте — в этом у меня опыт чисто теоретический + симулятор, 3д модели у меня пока нет.
— FPV — flight per view — полет по камере (тут мой скромный опыт ограничивается полетами по кругу над городом)
Ну и напоследок еще одно красивое видео с моделями:
В этой заметке я хочу рассказать про свою первую (и единственную на данный момент) авиамодель.
Опять же повторюсь, что в авиамоделизме я новичок, и комментарии и поправки от более опытных людей только приветствуются.
Итак, после полутора месяцев тренировок я наконец купил свою первую модель.
Выбор первой модели
Тут я буду рассматривать только покупную модель, т.к. сам я пока модели с 0 не строил, рассказать ничего не могу.
Итак, нам нужна первая модель для начального обучения полетным навыкам. Сразу скажу дело это дорогое, покупка в «детском мире» летающей игрушки за 2-3 тысячи рублей может только отбить дальнейшее желание заниматься авиамоделизмом.
Первая модель должна обладать следующим основным качеством: быть легкой в управлении.
Поэтому есть определенный стереотип первой модели:
— верхнее расположение крыла
— относительной большой v крыла (т.е. половинки крыла находятся не на одной прямой а под углом)
Эти два качества обеспечивают стабильность в полете.
Под эти параметры попадает куча разных самолетов.
Также есть мнение что чем самолет больше, тем он проще в управлении. Оно отчасти верно, потому что на больший самолет ветер влияет меньше. Есть также другая точка зрения — чем самолет больше, тем дороже выходит его ремонт :D
Также при выборе первой модели необходимо определится что ближе — двигатели внутреннего сгорания (вонючие и пердящие) или электродвигатели (от которых кстати можно добиться звука как от ДВСа) — без грязи и вони, но с дорогими аккумуляторами. По цене в принципе выходит то на то, и по времени полета тоже — что аккумулятора, что стандартного бака хватает в среднем на 10 минут полета.
Я для себя выбрал ДВС тренера размахом 1.8 метра.
Далее будут фотки моего самолета на данный момент, после 3 ремонтов, поэтому местами может выглядеть не очень презентабельно:)
Внутреннее устройство модели
Выглядит мой самолет на данный момент вот так:
Двигатель на нем стоит один из бюджетных, ASP 52. число означает объем двигателя — 0.52 кубических дюйма.
Двигатель внутреннего сгорания, работает на метаноле с примесью нитрометана (я летаю на топливе с 5% содержанием нитрометана). Масло для смазки двигателя содержится в самом топливе. Двигатель калильный, можно заметить что в цилиндре стоит свеча — когда заводишь двигатель на нее ставится накал, после того как двигатель был заведен накал убирается и топливо детонирует от сжатия. В некоторых случаях используется бортовой подкал, который держит напряжение на свече — например при зимних полетах при низкой температуре.
Бак для топлива стоит стандартный, 250 миллилитров, хватает на ~ 10 минут полета (а больше и не надо кстати, устаешь и внимание притупляется)
Бак стоит под «капотом»:
Губка и скотч — лучшие друзья авиамоделиста — отличные материалы для фиксации деталей внутри фюзеляжа — и пружинит — компенсирует вибрацию, и довольно неплохо держит.
Из бака выходит 3 трубки:
одна, которая заткнута болтиком — заправочная, сделана чтобы заливать топливо в бак.
Вторая идёт к карбюратору и подает топливо в двигатель.
Третья соединяет бак и глушитель и нужна для наддува в топливный бак — т.к. нет топливного насоса, топливо двигатель сосет в т.ч. и благодаря наддуву в бак из глушителя.
Далее посмотрим, что находится внутри самолета:
Крыло съемное и крепится на резинки, под крылом находится вся электроника:
Тут мы видим 3 сервомашинки:
— для управления дроссельной заслонкой
— для руля высоты
— для руля направления
Кроме сервомашинок там стоит бортовой аккумулятор (обычный никель-металлогидридный, на 6v, 1200 mAh, заряда хватает на день полетов — 5-6 баков), и приемник — приемник самая важная часть бортовой электроники т.к. в случае отказа приемника самолет теряет управление. Приемник завернут в отдельный слой поролона для уменьшения вибраций.
Сам приемник выглядит вот так:
К нему подключаются сервомашинки и бортовой аккумулятор, из него выходит антенна, которая проложена вдоль фюзеляжа.
Также на фотографии фюзеляжа изнутри можно заметить шнур, который торчит наружу. Он нужен для подключения сервомашинки, которая стоит на крыле и управляет элеронами:
На крылья иногда ставят 1 сервомашинку, иногда 2. В принципе элероны нужны для того, чтобы задавать самолету крен — следовательно когда 1 элерон движется вниз второй идет вверх — значит 1 сервомашинки достаточно в случае тренера. Но существуют особые случаи — например, когда самолет большой массы и усилие на элероны надо прилагать большее — ставят по сервомашинке на каждый элерон (а иногда и по 2). Еще 2 и более сервомашинки ставят на крыло когда надо сделать флапероны
Вообще крыло в сборе выглядит вот так (на фоне балконной двери чтобы можно было оценить масштаб):
На нижнюю часть крыла нанесены цветные полоски чтобы можно было ориентироваться — в каком положении в данный момент находится самолет. Крыло я ремонтировал после креша и полностью заново обтягивал, ремонт не коснулся только элеронов, поэтому на них полоски голубые а на крыле другого цвета, более яркие.
От сервомашинок к управляющим плоскостям идут тяги, которые соединяются с ними через кабанчик, вот так это выглядит на примере тяги к рулю направления:
Бортовая электроника выключается с помощью выключателя, который вынесен немного перед крылом:
По правилам техники безопасности надо сначала включать передатчик и потом бортовую электронику, а после посадки соответственно сначала выключать борт, а потом передатчик. Поэтому выключатель борта должен быть легко доступен.
Вот вроде и все :)
Все довольно просто устроено. Суммарно самолет весит около 2.5 кг, в принципе еще около 500-700 грамм полезной массы он может поднять легко (т.е. без существенного ухудшения полетных характеристик).
Единственное — чем больше масса тем больше посадочная скорость.
Самолет ремонтировался уже 3 раза.
1 раз я его завалил на крыло на посадке — полетел в слишком сильный ветер, не смог приземлиться, цепанул крылом землю, половина крыла в щепки — пошел закупил бальзы и фанеры, восстановил по той половине, которая сохранилась и заново обтянул.
2 раз я попросил девушку подержать самолет пока я буду его заводить, и она случайно сломала мне киль каблуком — нижнюю половину киля пришло заново вырезать из бальзы и вклеивать в фюзеляж.
3 раз у него развалилось шасси — новые колеса покупать не стал, сделал собственную втулку и восстановил шасси.
Цена вопроса
Сразу обозначу цену потому что вопрос периодически всплывает. Тут я перечисляют то, что я взял себе, вариант довольно бюджетный.
Что надо брать сразу:
Симулятор AeroFly Pro Deluxe — около 7 т.р, но есть бесплатный аналог FMS
Аппаратура управления — Hitec Optic 6 — 4 500 р.
Кит модели — 3 500 р.
Двигатель — 3 500 р.
Аккумулятор — 500 р.
Зарядник для него — еще 500 р.
Сервомашинки (4 штуки) — 500 р./штука
Приемник — около 500 р.
Кварц для приемника 300 р (кварц передатчика шел вместе с самим передатчиком).
Свеча для двигателя 300 р. (расходный материал, 2 уже сгорели)
Накал для свечи 600 р.
Топливо (1 галлон — 3.78л) — 1000р.
Топливаня помпа — около 300 р.
Вроде все, хотя может какие-то мелочи забыл.
Для электролетов сумма выходит примерно та же, там вместо топлива только аккумуляторы дороже и зарядники.
Текущие расходы:
Топливо (на 1 выезд на полетать уходит около 700 мл топлива у меня)
Воздушные винты — расходный материал, при посадках иногда чиркают землю и ломаются, чтоят около 100 р./штука, по первой надо было брать с собой по 2-3 штуки на 4-5 взлетов, сейчас беру с собой 2 запасных, иногда даже не пригождаются.
Цены на ремонт:
Пока 1 раз только закупался, восстановить половину крыла вышло около 600 рублей (бальза + пленка для обтяжки), при этом часть осталась еще на будущее, т.е. ремонт довольно недорог.
Если тема интересна, то могу немного рассказать о том, с чем я еще сталкивался за свой относительно небольшой опыт в «малой» авиации, это:
— 3d пилотаж — выполнение акробатически трюков, невозможных на «больших» самолетах, таких как «висение» на винте — в этом у меня опыт чисто теоретический + симулятор, 3д модели у меня пока нет.
— FPV — flight per view — полет по камере (тут мой скромный опыт ограничивается полетами по кругу над городом)
Ну и напоследок еще одно красивое видео с моделями:
12.04.2010 04:20+0400