Яндекс.Метрика

    Ни о чём

    Об играх в альтернативной реальности

    ARG, или Alternative Reality Games — один из верных способов убить время и развлечься, практически не вставая с дивана. Те, кому надоели скучные и неинтересные обои игры, погружаются в альтернативную реальность в поисках несметных сокровищ — между прочим, реально существующих. Такие игры — отличный рекламный ход для продвижения фильма, игры или какого-нибудь скучного математического ПО.

    Под катом — история игр в альтернативной реальности, их настоящее и будущее. Кроме этого, вас ожидает очень маленькое how-to, которое поможет вам сэкономить минут десять, если вы решитесь продвигать ваш продукт подобным образом.

    Откуда есть пошла...


    Сам жанр ARG зародился всего-то десять лет назад. Отцом индустрии можно считать игру The Beast, крутящуюся вокруг фильма Искусственный разум (A.I., Artifical Intellegence).

    … креативный директор «Майкрософта» Джордан Вайсман и гейм-дизайнер Элан Ли придумали детективную историю, которая должна была происходить на сотнях сайтов, с помощью электронной почты, мобильной связи, голосовой почты и фиктивных рекламных объявлений.
    — русская Википедия.


    Игра целевой (и не очень) аудитории понравилась — да так, что игра чуть было не стала популярней фильма. Сообщество участников игры Cloudmakers, между прочим, существует до сих пор.

    Славянская экспансия


    Бравые украинские ребята, разумеется, вовремя подсуетились и основали Encounter, который в 2001 году еще назывался «Схваткой». Сея забава также пришлась народу по вкусу — что может быть романтичнее, чем ночная езда сломя голову по городу в поисках отгадки очередного ребуса? Разумеется, за атмосферу и труды организаторов приходится платить деревянными, но по словам людей, регулярно принимающих участие в этих играх, оно того стоит.

    Если говорить именно про ARG, то ничего впечатляющего в течении последних десяти лет не было. Несколько раз проскакивала и воплощалась в жизнь подобная идея (например, тут) — но по-настоящему в России никто за это дело так и не берется.

    А как насчет американцев?


    Американцы в этом плане, конечно же, были впереди — взять хотя бы The Beast и три миллиона участников Cloudmakers. Большинство популярных игр — Vanishing Point, Art of the Heist, I love bees — были вполне успешными и собрали под своими флагами много человек. Так, в вышеназванной игре Vanishing Point, организованной корпорацией Microsoft и посвященной выходу Windows Vista, приняло участие более 70 тысяч человек. Страница vanishingpointgame.com была просмотрена более 20 миллионов раз, а человек, разгадавший все 48 пазлов первым, отправился в космос на личной ракете.

    Одна из последних игр в альтернативной реальности собрала ряды волонтеров весной 2011-го. Автором «картофельной ARG» выступал лихой игродел Valve. Сюжет был закручен вокруг выхода игры Portal 2. Пользователи со всего мира играли в определенные игры, используя сервис цифровой дистрибуции Steam (владельцем которого, между прочим, и является Valve), чтобы всем вместе получить доступ к игре на несколько часов раньше.

    Вперед, в будущее


    Разумеется, такие игры являются отличным рекламным инструментом. Человек, случайно заметивший что-то необычное, невольно становится участником игры — и уже не так важно, имеет ли он опыт участия в подобных проектах или нет. Подобные игры становятся все изобретательнее, количество участников с каждым разом растет, а эффект после завершенного пазла неописуем.

    Кроме этого, в последнее время человек все чаще пользуется интернетом вне дома или офиса. Всевозможные вариации портативных коммуникаторов вполне могут поспособствовать увеличению количества игр в альтернативной реальности. А оперативный простор действительно обширен, особенно в России.

    Oh, exploitable!


    Мне, как рядовому гражданину, интересно принимать участие в подобных проектах. Но их, к сожалению, все еще мало, и качеством подачи материала они не отличаются. Поэтому, ради общего блага, неплохо было бы выделить три основополагающих пункта, которые вполне могут принадлежать перу К.О.:
    • ARG должна получить n-ую массу инициативных пользователей, которые возьмут на свои широкие плечи груз раскручивания самой игры. Для достижения этой цели нужна либо святая надежда в то, что игроки найдутся сами и никому ничего не надо делать, либо нужен банальный пиар (если кто-то делает фильм, игру или что-то, так или иначе известное в мире — это и станет точкой отправления для будущих игроков).
    • ARG решаются в сообществах, поэтому можно — и даже нужно — обеспечивать игроков местом: форумом или даже группой вконтакте, где они смогут обсудить подробности. Конечно же, игроки любят объединяться сами, но согласитесь — неплохо будет иметь своеобразных «шпионов», которые будут искать и даже пытаться исправить неправильные решения, кроме этого, еще и троллить организаторов за организаторские же деньги.
    • ARG — это игра, в сюжете которой, в принципе, могут быть небольшие пробелы. Но нельзя забывать, что в каждой истории есть начало, есть конец и есть сюжет, связывающий обе эти части. Продумывать нужно хотя бы на два хода вперед — ни в коем случае нельзя пускать дело на самотек. К тому же, любая такая игра хоть как-то связана с интернетом — следовательно, не стоит забывать про ссылки. Поэтому при ответственном подходе нужно начинать с конца.

    Вместо заключения


    ARG — это новый, мощный инструмент социального взаимодействия. При грамотном распределении средств можно получить невероятные результаты. Миллионы человек во всем мире решают подобные загадки, ежеминутно сомневаясь в нереальности происходящего.

    Ну и наконец, замечу, что ARG — это не игра. Здесь все по-настоящему — сайты, телефонные номера, места и иногда даже люди. Участники не знают правил — они опираются на собственные ошибки. А если вы решили закрутить что-нибудь подобное — знайте, что и вам придется больно стукаться головой о подводные камни и думать впереди хорошо организованного и, возможно, законспирированного сообщества.