Яндекс.Метрика

    Ни о чём

    Ночное ворчание о Яндексе, Маркете и интерфейсах вообще

    Люблю свою жену. Люблю за все, наверное. Люблю, но не понимаю. Может быть, понять женщин — это что-то из разряда фантастики. Однако, хочется же понять. Вот, например, хочется понять, почему она пользуется Яндексом. Хочется потому, что миллионы людей Яндексом пользуются, а эти люди, может быть, клиенты. Пойму жену — пойму клиентов. Логично?

    Сам я программер со стажем. А значит, я уже много не понимаю. Современность несется вперед, а я все так же вбиваю echo и отбиваю shift+tab. И если в коде я что-то понимаю, то в жизни уже… нет!

    Помню знакомство с лазерным принтером. Долго искал, где он включается. Подсказали: сзади кнопка. И я встал в ступор: это же нужно тянуться, нагибаться над принтером, засовывать руку куда-то, нащупывать и тыркать, придерживая принтер другой рукой, чтобы не упал с полки. Но никуда не денешься. Разве что принтер у меня теперь на полке стоит боком.

    Сейчас блуждаю по социальным сетям. И интерфейс их меня ставит в похожий ступор. Я, хоть убей, не понимаю, как что там можно сделать. Вот, в фейсбуке можно ссылку вставить, и фейсбук сразу ее оприходует, картинку, текст вытащит. А как этот текст подправить?

    Гуляю внутри Google. Та же ситуация: вот, создан аккаунт, проверен сайт на соответствие аккаунту с помощью файла googlehostedservice.html. Но как перепроверить? Где кнопка? Убежала куда-то.

    И вот, сажусь смотреть, что же такое Яндекс. Меня он как поисковик, наверное, не интересует. Мне Маркет интересен. Уже неделю как Серега вопит: да залей ты товары на Маркет. И уже неделю я отвечаю: зачем? А он мне: покупателей больше будет. А я: это посетителей больше будет, а покупателей — бабушка надвое сказала. Тем более, платное оно. Вон, Гугл-покупки бесплатный. Он меня уже по всем позициям проставил. И тут Серега приводит убийственный аргумент: русские люди используют Яндекс, а про Гугл твой они вообще не знают, что такое.

    И я открываю страницу Яндекса.
    Долго ищу ссылку, по которой регистрируются магазины. Она обнаруживается в самом низу страницы самым мелким шрифтом. Ну, ладно. Нашел все же. Чего ворчать, если нашел?

    Потом начинаю читать условия. Многабукафф. Иду, курю, возвращаюсь, снова читаю. Ага! Надо регистрироваться. А деньги потом — когда магазин примут и одобрят. Что же, попробуем пройти процедуру одобрения.

    Ввожу данные о себе, потом утыкаюсь, что нужно на сайте указать наименование ИП и ОГРНИП. Ну, это не проблема. Особенно для читавших «1984». С одной стороны, я вроде бы легально работаю, ничего не нарушаю. А с другой, наши общие знакомые могут даже к фонарному столбу в случае чего придраться. Как-то не люблю я всю эту дележку интернета законниками. Мой девиз: интернет вне закона. И не переубеждайте.

    Поворчал, указал юридистику на отдельной страничке, пошел дальше по списку. Так! Надо YML готовить. Это файлик такой XML-ный, в который информация по товарам скидывается. Знаем мы эти недоXML, которые про CDATA слыхом не слыхивали, — думаю я и скачиваю примерный файл.

    После десятка проверок файла обнаруживается, что:
    1. Порядок тегов Яндексу очень важен;
    2. Яндекс некоторые теги, указанные им же в спецификации, не понимает;
    3. Чтобы узнать о некоторых тегах и параметрах нужно дочитать спецификацию до конца, потом вернуться на нужную страницу, потом назад, потом на две страницы вперед… и обнаружить, что забыл, зачем эти теги нужны;
    4. Для товара есть необязательный тег, воплощающий сведения о гарантии, которые обязательны;
    5. Этот тег для сведений о гарантии Яндекс не понимает.

    Это укороченный список. В полном пунктов было больше, но они не такие забавные.

    Уф. Яндекс сказал «Ок» и сделал enable для кнопки «Далее». Пошли далее. Пришли и видим, что для ИП нужно обязательно указать физический и юридический адрес, которых у ИП может и вовсе не быть. Ну, не обязан ИП где-то жить. Идею бомжевать в машине, пока миллион не заработаешь, помнится, еще Кийосаки продвигал.

    Ну, ладно. К счастью, у меня две машины. Есть из чего выбрать.

    Заполнил все, отправил на проверку. Не, не хочет проверять. Говорит, что у меня сведения о доставке не указаны. Хм… Забавно, — думаю я. А как указывать? У меня две службы доставки, плюс я сам иногда езжу. Всегда цена разная. А бесплатно — это как договоримся.

    Яндекс жесток в своем подходе: доставка либо одна на все, либо разная для разных товаров, либо бесплатно, когда сумма заказа не менее чего-то там.

    Мягкий и сердечный я, у которого доставка зависит даже от погоды за окном, теряется и пишет робко примерные средневзвешенные 200 рублей, которые в реальности имеют дисперсию тысячи в полторы.

    И вдруг натыкаюсь на поле вида «регионы доставки». И отторопев, робко жму «Москва». Можно было бы, конечно, и всю Россию прихватить. Да только боязно как-то: не ровен час, кто-нибудь с Камчатки закажет что-нибудь стоимостью 100 рублей, узрев доставку ценой 200. И объясняй ему потом, что на Камчатку из Москвы за 200 рублей даже узбеки не подвозят, не то, что почта России, которая недавно аж две тысячи заломила.

    Итак, тыкаю я Москву, а вижу какой-то странный плюсик рядом. А под плюсиком — Зеленоград. Ой, мамочки мои, Зеленоград. Это же… это же… Не в обиду зеленоградцам скажу: вы меня простите, но вы далеко не Москва. Москва она здесь — внутри МКАД. А что снаружи — это тьмутаракань, если не хуже. И доставка в Зеленоград развлечение не для торопливых и слабонервных (особенно с утра и под вечер, когда по шоссе можно пешком ходить и водителям продавать сигареты, кроссворды и подушки для вздремнуть).

    Яндекс без сомнений считает Зеленоград частью Москвы. Ладно, пусть считает. Я в Зеленоград ни ногой в любом случае.

    Жмакнул галочку. Теперь подхватило, приняло. Налил себе еще кофе, стал читать, за какие грехи меня могут послать обратно к Гуглу. И первое, что бросилось в глаза — несоответствие цены товара цене на сайте. Гхм… Фишка моего магазина — это возможность торговаться. Хочу — доброму человеку дешевле продам, не хочу — пошлю куда подальше и вообще продавать не буду. Мое дело, с кем на рыбалку, а с кем в разведку. Ну, поживем, увидим. Мне Яндекс не указ. На сайте стоит тысяча, хорошему человеку все равно могу за восемьсот отдать. И пусть не совпадает.

    Второе. Если я не реагирую на заказ более четырех часов, впадаю в немилость. Вот еще новости! А если я магазин на пару дней перевел в автоматический режим, а себя перевел в режим out of order? Живые клиенты это понимают — я на сайте об этом обычно красным по белому вывожу: мол, отвалил с друзьями рыбачить; вернусь в понедельник через неделю. И клиенты понимают. Они сами не прочь бы вот так порыбачить. А вот, Яндекс, наверное, не понимает. С его точки зрения работа — это от слова «рабство». С 10 до 18 и без насморков. Ладно, забили. Не понимает — его проблемы.

    Третье, наверное, писать не буду — скажете, что придираюсь. Я и так уже наворчал на пару страниц убористого.

    Но ворчание ворчанием. Это я не со зла. Это кто-то додумался в четыре часа ночи свет в доме выключить без предупреждения, чем мне все настроение испортил. Главное — вывод, какой можно сделать. А мне напрашивается такой вывод: маленьким жить тяжело. Маленькие фирмочки и ипешечки крутятся как хотят и часто под мировые стандарты не попадают. Точнее, под мировые (я про Гугл-покупки) попадают. Под родные (читай, яндексовские) не попадают. Если официально не зарегистрирован — вообще не лезь. Если цены на сайте править не успеваешь — не суйся. Не смог подойти к телефону вовремя — гуляй. Сдох интернет или электричество отключили — сделай десять отжиманий.

    Может, оно и правильно с точки зрения сервиса и качества услуг, когда Яндекс за такие дела магазину хода не дает. Да только у каждого ли наберется в кармане на качество и сервис? А выкарабкаться из ямы все хотят. А как выкарабкаться, если по росту не подходишь? Замкнутый круг, в общем.

    Ну, запустил я процедуру и спать пошел. А на следующий день началась сплошная кровавая среда. Телефон я заряжал раза два. Он надрывался как раненый лев через каждые минут пять. «Добрый день. А можно заказать сумку Nosimoe 9127? Можно? А, да, я перепутала, извините, 0127. А в наличии есть? Аж два цвета? А сколько доставка? Как бесплатно? Для меня бесплатно? Спасибо». И тут же вешают трубку. Что за бред?

    Под вечер ухо распухло и мешало ходить.

    Уставший я сварганил кофе, сел за компьютер и стал проверять, что там с «моими магазинами». Яндекс нарисовал следующую надпись: «Сумма оплаты для одного заказа должна быть не менее 10 у.е.». Что бы это значило? Какого заказа? Какая оплата? Какой тулуп? Куда вышел? Заказы с моего сайта должны стоить не меньше 10 убиенных енотов каждый? Где об этом было сказано? Хоть бы расшифровали для дураков. Не все же здесь присутствующие лично разрабатывали Яндекс, чтобы угадывать ошибку по первым пяти буквам местного $API->ShowError().

    Нарисовал обращение в техподдержку с просьбой, если не поставить рядом с ошибкой ссылку на подробную расшифровку тайного послания, то хотя бы разъяснить мне, что это значит.

    Походя заглянул в статистику сайта. Три тысячи нажатий на кнопку «положить в корзину». Неплохо. Еще бы на «оформить заказ» нажали — была бы неплохая сумма к оплате. Хотя… Почему вдруг три тысячи? У меня товаров всего наименований пятьсот от силы. Ай, ладно. Три тысячи и три тысячи. Пусть будет.

    Спустя где-то полчаса лицезрения этой странной надписи обнаружил желтенькую кнопочку где-то справа «Уведомления: есть новые». Щелкнул и стал читать.

    Обратите внимание, информацию о доставке следует указывать подробнее
    -Указаны разные условия доставки в партнёрском интерфейсе и на сайте.
    Рюкзак большой Nosimoe 0127
    1 900 руб. в наличии в НаТропинках.ru
    Доставка: в г. Москва? бесплатно.
    На сайте указано: Курьер по Москве: Доставка курьером стоит 200 рублей.
    Указанные ошибки могут привести к некорректной выгрузке данных в Маркет.

    Вот оно как! Это из Маркета меня проверяли. И по дурости не осознали, что я с тетенькой звонившей всего-навсего торгуюсь как с любым клиентом. Вот глупости-то. Эм… но делать-то что? Ай, будем делать все то же, что нормальные люди делают: наплюем.

    И вот, пришла расшифровка странной надписи про заказ. Оказывается, Яндекс возжелал денег. Денег ему я скинул какимто странным образом: сначала на Яндекс-кошелек, потом уже проплатил из кошелька магазин. Яндекс пересчитал деревянные в енотов и оставил в кошельке пару копеек, которые не смог енотами измерить.

    Магазин написал, что он «запускается». И все. Ни срока, когда ожидать. Ни кнопки «посмотреть, что к чему». Щелкнул «Управление ставками». «Вы можете управлять ставками, ставки станут активными, когда магазин запустится», — сказал Яндекс. Ниже последовала надпись «Все товары» и строка поиска. Что бы я туда не вбивал, Яндекс твердил «нету». Дурь. Всем известно, что такое список с паджинацией. Или хотя бы число доступных товаров. Или хотя бы надпись «товаров пока нет, подождите до завтра».

    Завтра магазин проснулся. И как-то сразу товары появились в Маркете. Сами собой. Без каких-либо ставок. Интуитивно выяснил, что по-умолчанию ставка ставится всегда и в минимальном размере — это десятая часть енота.

    И тут же выяснилось, что товары с немножко разными названиями Яндекс воспринимает как разные. А иногда еще и картинку не прихватывает. Написал об этом в техподдержку. Техподдержка у них занятная — она на письма реагирует. А формы для общения на сайте нету. Я когда-то с кем-то через формы общался — было приятно. Весь диалог на экране виден. Можно вперед-назад почитать для лучшего понимания предмета. А так — лавина писем, которые надо самостоятельно разгребать. Тем не менее, по скорости реакции у Яндекса поддержка хорошая — ответили почти сразу.

    Ответили, что у самого Яндекса всплыл какой-то баг, что они с ним борются, что проблему решают. Успокоило. А через полчаса товар попал на карточку товара. Приятно.

    Картинка подсосалась через часа четыре — с этим у них задержка. Объяснили, что XML они перехватывают сразу, а картинки утягивают чуть позже и довольно долго. Ну, хорошо, что утягивают в итоге.

    Мозг тихо расслабился, кипение прошло, ухо все еще побаливает. По телу разлилась слабость. И вот, сижу и думаю. Все-таки, я свою жену люблю. Хоть и не понимаю. Как ей доставляет удовольствие то, что приносит мучения мне. Странные существа эти женщины.

    P.S. А про то как Яндекс мои товары продвигать будет, как у нас с ним дела пойдут — об этом будет ворчалка через месяц, наверное.