Яндекс.Метрика

    latex

    Вёрстка газет в LaTeX

    Для начала оговорюсь, что я — не профессиональный верстальщик, на моей совести всего две газеты общим тиражом всех номеров меньше тысячи экземпляров. Я просто хочу лишь показать некоторые возможности пакета LaTeX.

    Без дальнейших предисловий — представляю вам этот PDF файл. Легко ли такое сделать в Word?
    Так как формат не позволяет написать развёрнуто объяснить все нюансы и фичи XeLaTeX, далее я буду комментировать код документа.

    \documentclass[a4paper,12pt]{article}
    \usepackage{fontspec}
    \usepackage{xunicode}
    \usepackage{xltxtra}
    \defaultfontfeatures{Mapping=tex-text, Scale=MatchLowercase}
    \newfontfamily{\cyrillicfont}{FreeSerif}
    \setmainfont{FreeSerif}
    \setromanfont{FreeSerif}
    \usepackage{polyglossia}
    \setdefaultlanguage{russian}


    Стандартное начало для русского XeLaTeX документа. Задаётся класс статьи, кодировка Unicode, русский язык и шрифт FreeSerif. XeLaTeX позволяет использовать сколько угодно шрифтов в документе, но в последней версии TexLive кто-то так «удачно» сломал polyglossia, что реально использовать только один шрифт. Если вы сидите на Linux и пользуетесь TexLive 2010, не стоит экспериментировать с гарнитурами.

    \usepackage{graphicx}
    \usepackage{wrapfig}
    \usepackage{multicol}

    \usepackage{geometry}
    \geometry{left=1.6cm}
    \geometry{right=1.4cm}
    \geometry{top=1.4cm}
    \geometry{bottom=1.4cm}

    \newcounter{issue}
    \setcounter{issue}{1}%номер выпуска

    \setcounter{secnumdepth}{0}


    Пакет graphicx подключает изображения — jpg,png,gif etc. Пакет wrapfig помогает вставлять эти изображения прямо в текст, вычисляя обтекание. Пакет multicol даёт вёрстку в несколько колонок.

    После подключения этих пакетов задаются поля документа (пакет geometry), определяется новый счётчик, отвечающий за номер выпуска, и отключается нумерация всех разделов документа.

    \renewcommand{\maketitle}{\thispagestyle{empty}
    \vspace*{-40pt}
    \begin{center}
    \begin{minipage}[l]{3.4cm} Наша лошадь \\ хромает правильно! \end{minipage} \hfill
    {\huge Хромая лошадь} \hfill
    \begin{minipage}[r]{3.4cm}\begin{flushright}\textbf{\small Интернет-издание}\\
    \hfill {Выпуск \arabic{issue}}\\ \today \end{flushright}\end{minipage}\\
    \medskip \line(1,0){450}
    \end{center}
    \pagestyle{plain}
    }

    \begin{document}

    \maketitle


    Здесь я переопределяю команду \maketitle, по которой должен автоматически ставиться заголовок документа, и начинаю собственно документ.

    Заголовок прост по структуре: большой блок слева — название — большой блок справа и тонкая линия в ширину страницы под всей конструкцией. Блок справа содержит три строки, блок слева — две, но оба выровнены верно. Оба блока имеют одинаковую ширину, чтобы название стояло по центру.

    Помните счётчик issue? Здесь он вставляется как \arabic{issue} — то есть, арабской цифрой. Можно указать \roman{issue} — римская нумерация, можно считать буквами (a,b,c..) — но вы видели номер газеты с цифрой CXIV?

    \begin{wrapfigure}{r}{3in}
    \vspace{-20pt}
    \begin{center}
    \includegraphics[width=3in]{picture.jpg}
    \vspace{-30pt}
    \end{center}
    Нора Джонс и Дэйв Грол поют "Maybe I'm Amazed". Скриншот с YouTube
    \vspace{-10pt}
    \end{wrapfigure}


    Из этого куска интересны разве что отрицательные \vspace'ы. Они сжимают блок с картинкой по вертикали, убирая очень большие пропуски сверху и снизу, а также между картинкой и текстом. Текст подан в обычном виде, а не в \caption, так как на рисунки в газетах никто не ссылается по номерам и тем более не помечает их как «Рис. 1».

    Далее всё довольно обычно.

    Кроме формул, можно использовать гиперссылки — но они имеют значение только в PDF, а не при печати.

    Полный текст документа:

    \documentclass[a4paper,12pt]{article}
    \usepackage{fontspec}
    \usepackage{xunicode}
    \usepackage{xltxtra}
    \defaultfontfeatures{Mapping=tex-text, Scale=MatchLowercase}
    \newfontfamily{\cyrillicfont}{FreeSerif}
    \setmainfont{FreeSerif}
    \setromanfont{FreeSerif}
    \usepackage{polyglossia}
    \setdefaultlanguage{russian}

    \usepackage{graphicx}
    \usepackage{wrapfig}

    \usepackage{multicol}

    \usepackage{geometry}
    \geometry{left=1.6cm}
    \geometry{right=1.4cm}
    \geometry{top=1.4cm}
    \geometry{bottom=1.4cm}

    \newcounter{issue}
    \setcounter{issue}{1}%номер выпуска

    \setcounter{secnumdepth}{0}

    \renewcommand{\maketitle}{\thispagestyle{empty}
    \vspace*{-40pt}
    \begin{center}
    \begin{minipage}[l]{3.4cm} Наша лошадь \\ хромает правильно! \end{minipage} \hfill
    {\huge Хромая лошадь} \hfill
    \begin{minipage}[r]{3.4cm}\begin{flushright}\textbf{\small Интернет-издание}\\
    \hfill {Выпуск \arabic{issue}}\\ \today \end{flushright}\end{minipage}\\
    \medskip \line(1,0){450}
    \end{center}
    \pagestyle{plain}
    }

    \begin{document}

    \maketitle

    \begin{center}
    {\small Все новости нагло скопированы из соответствующих источников. Любой оригинальный контент является случайностью.}
    \end{center}

    \begin{center}
    \Large Пол Маккартни запустил онлайн-конкурс каверов
    \end{center}

    \begin{wrapfigure}{r}{3in}
    \vspace{-20pt}
    \begin{center}
    \includegraphics[width=3in]{picture.jpg}
    \vspace{-30pt}
    \end{center}
    Нора Джонс и Дэйв Грол поют "Maybe I'm Amazed". Скриншот с YouTube
    \vspace{-10pt}
    \end{wrapfigure}

    Бывший участник The Beatles сэр Пол Маккартни объявил онлайн-конкурс каверов на свою сольную композицию "Maybe I'm Amazed". О старте конкурса Маккартни сообщил посредством официального микроблога на Twitter.

    Для участия в конкурсе требуется записать собственную версию песни "Maybe I'm Amazed" и добавить ее в формате видеофайла на YouTube, сделав ответом к официальному видео "Maybe I'm Amazed". Победителем станет видео, которое соберет больше всего отметок "Мне нравится" (Like).

    Официальные сроки конкурса - с 26 мая по 23 июня 2011 года. К участию будут допускаться только видео, загруженные в этот период времени. Победитель получит набор из трех переизданных в делюкс-варианте сольников Маккартни : "McCartney", "McCartney II" и "Band On The Run".

    Это уже второй официальный конкурс каверов, проводящийся Маккартни на YouTube. В 2010 году музыканты соревновались в исполнении другого хита экс-битла "Band On The Run".

    Песня "Maybe I'm Amazed" была впервые издана на альбоме "McCartney" в 1970 году. Она была написана незадолго до распада The Beatles и посвящена жене Пола - Линде. После выхода песня попала в ротацию большого числа радиостанций и стала хитом, несмотря на то, что Маккартни отказался выпускать ее в виде сингла.

    В числе прочих кавер-версию "Maybe I'm Amazed" делали в 1971 году участники группы The Faces. В 2010 году эту песню исполняли певица Нора Джонс и бывший барабанщик Nirvana, также лидер Foo Fighters Дэйв Грол в честь награждения Маккартни премией Центра Кеннеди (Kennedy Center Honors).

    \begin{flushright}
    \textbf{Lenta.ru}
    \end{flushright}

    \begin{center}
    \Large Коротко
    \end{center}

    \begin{multicols}{3}
    \subsection{Наука и техника}

    Так как это всё-таки LaTeX, можно использовать любые научные формулы. Например:

    \[x=\frac{-b\pm\sqrt{b^2-4ac}}{2a}\]

    \subsection{Голый преступник попал в полицейскую засаду}

    В Кузбассе житель Березовского несколько месяцев назад совершил мошенничество — забрал у прохожего сотовый телефон под предлогом "позвонить". Во время одного из судебных заседаний перед оглашением приговора мужчина испугался и решил скрыться.

    В течение нескольких дней сотрудники уголовного розыска занимались его поисками, в ходе которых полицейские установили, что молодой человек скрывается в тайге, живет на охотничьей заимке. Когда сыщикам стало известно, что мужчина должен приехать в город к друзьям, чтобы побриться и помыться, они устроили в квартире друзей засаду.

    \begin{flushright}
    \textbf{Sibnet.ru}
    \end{flushright}

    \subsection{iPad 2}

    Выпуск iPad позволил Apple сместить компанию Google с 1 места в рейтинге самых дорогостоящих мировых брендов от агентства Millward Brown. Характерная для Apple подача своей продукции как высокотехнологичной и в то же время имиджевой принесла компании 153 миллиарда долларов. Однако настоящий взрыв продемонстрировала социальная сеть Facebook, выросшая в цене на 246 процентов.

    \begin{flushright}
    \textbf{Lenta.ru}
    \end{flushright}

    \end{multicols}
    \end{document}