Язолъ →
Почта России — статистика, выводы, предложения
Эпиграфы
1. Статья «Как не быть обманутым»
2. Если ты считаешь, что у тебя ничего не выйдет — ты прав.
Если ты считаешь, что у тебя всё получится — ты тоже прав.
Генри Форд
Преамбула
В моём интернет-магазине, расположенном в Москве, осуществляется доставка заказов как курьерами по Москве, так и по почте по всей России. Ссылки не даю, так как это не пиар, да и хабраэффект — вещь серьёзная.
Посылки я начал отправлять не так давно, и когда количество отправленных посылок приблизилось к 50, я смог сделать некоторые статистические обобщения.
Обобщения мне захотелось делать, когда я узнал, что у Почты России существуют контрольные сроки доставки посылок — то есть, те сроки, в которые они сами (за язык никто не тянул) обещают доставлять посылки. В таблице (зеркало) приводятся контрольные сроки доставок между федеральными городами.
Мне стало интересно, как почта справляется со своими обещаниями.
Примерная схема путешествия посылки следующая:
Почтовое отделение — приём посылки -> автомобиль -> Региональный цех сортировки по месту отправки -> поезд -> Региональный цех сортировки по месту получения -> автомобиль -> Пункт получения.
Из описания контрольных сроков следует, что количество дней, указанное в таблице — это срок проезда посылки между центрами районов и округов. Плюс максимум 4 дня накидываем на доставку в населённый пункт, если он расположен в области, а не в райцентре.
Итак, немного статистики, пока без характеристик.
Минимальное количество дней.
Одна посылка летела авиапочтой, и ей сильно повезло — она долетела до Сахалина за 5 дней. Это была счастливая случайность, поскольку остальные авиапосылки долетали туда за 8-10 дней.
Из тех же, что ехали наземным способом, минимум получился 6 дней. Одна из них ехала из Москвы в Московскую область, если считать по дороге — около 145 километров.
Другая — в Ярославль, это 267 километров. Кстати, в Ярославль посылки едут быстрее всего — необходимо отдать должное их сортировочному центру.
Максимальное количество дней.
40 дней шла посылка наземным путём на Сахалин (поездом, паромом, снова поездом). Судя по всему, на каком-то из сортировочных пунктов она дней десять провалялась в углу, потому что остальные сроки доставки в отдалённые уголки нашей необъятной Родины составили не более 30 дней. Конечно, это остров Сахалин и Якутия. Кстати, из Москвы в Якутию контрольный срок самый большой — 22 дня до Якутска, и ещё 4 дня в (относительно) близлежащие районы.
Скорость доставки
Я измерил расстояния от Москвы до каждого из пунктов назначения, при помощи сервиса, считающего расстояния не напрямик, а по автодорогам. Затем поделил на время доставки, и получил среднюю скорость передвижения посылки.
Показатель очень условный, так как довольно много времени посылки проводят на пунктах сортировки, да и двигаются они скорее всего поездом, но какие-то выводы из него сделать, по-моему, можно.
Минимальная скорость.
Со скоростью больной черепахи-инвалида, ползущей умирать, двигались посылки по Москве и в областной город Солнечногорск. Правда, во втором случае, как потом выяснилось, посылка просто провалялась незамеченной на почте некоторое время. А вот первый случай вопиёт — расстояние в 28 километров посылка преодолела за 13 дней. Это примерно 2 километра в день.
Максимальная скорость.
Шумахером показали себя авиапосылки, преодолевавшие до 1800 километров за день. Чёрт побери, какая же громадная страна — Россия… От Москвы до Сахалина — более 9000 километров. И это только от Москвы.
Характерная же скорость наземных посылок — 200-400 километров за день.
Средняя скорость получилась 241 км/день, а медиана — 118 км/д. Это значит, что половина посылок за день преодолевала менее 120 км.
Распределение по скоростям (по, в некотором роде, логарифмической шкале) — на графике. Например, из него чётко видно, что три четверти посылок преодолевают менее 300 км за день.
Контрольные сроки
Ещё более интересная вещь — на сколько же, и как часто, превышает почта сроки доставок, по которым она взяла обязательства. Итак, делим фактический срок на обещанный, и получаем превышение.
Максимальное превышение
Рекордсменами выступили потерянная солнечногорская посылка, и Московская. По фед. центру посылка должна гулять не более 3-х дней, а проползала 13. Превышение — в 4.3 раза. В область — не более 4-х дней, а шла все 28. Ну это исключительный случай.
Каждая десятая посылка превысила обещанный срок более, чем в два раза. У 60% превысили срок доставки не более чем в 2 раза.
Для полного представления даю второй график.
Превышение срока в 1.3 раза я выбрал, как максимально приемлемое. Получается. что 40% посылок дошли без опозданий, 60% — за приемлемое время, а остальные 40% — за неприемлемое.
В среднем, срок доставки превышает обещанный в 1.47 раза. Медиана по этому параметру показывает 1.1 — то есть, половина посылок доходят практически вовремя.
Амбула
Случай из жизни. Покупателю была отправлена посылка 28.03.2011. Трекинг-номер получен, вечером он появился в базе и на странице отслеживания посылок Почты России.
Через 10 дней, 07.04.2011, статус «принят» не изменился. Клиент, естественно, волнуется.
Обратился на почту, и получил ответ — можно подать заявление на розыск, но не ранее, чем через 30 дней после отправки посылки.
Отучившись верить на слово, я вернулся домой и навёл справки в интернете. Ну конечно, мне соврали!
На самом деле, заявление о розыске посылки отправитель имеет право подавать сразу же по истечению контрольного срока.
Скачал и заполнил бланк заявления на розыск. (зеркало)
Заявление было подано вечером 7 апреля.
На следующий же день статус посылки обновился! Он показывал, что 7 апреля (ах, какое удивительное совпадение!) посылка приехала на сортировочный центр Казанского вокзала.
В качестве доказательства — tracking id: 12959436048467
Где была посылка в период с 28 марта по 7 апреля, и почему она смогла преодолеть 7 километров от почтового отделения до Казанского вокзала только за 10 дней — останется тайной в веках.
Правда, в моём почтовом отделении операторы обмолвились, что с теми 12-ю посылками, которые были отправлены в тот день, случилась небольшая неприятность. Водитель их отвёз «не туда». Один из отправителей этих несчастливых посылок тоже уже начал их разыскивать.
У меня не уложилось в голове, как водитель мог отвезти посылки «не туда». Куда «не туда»? В тёмный лес посылку поволок? К тёще на блины? Если он их куда-то отвёз, их же кто-то должен был у него принять! Расписаться за них, в конце концов. Водитель отвёз их не туда, и их там принял не тот и не так…
Ранее я уже один раз подавал такое заявление, и с точно таким же результатом — то была посылка в Санкт-Петербург, которая вначале также потерялась, а потом волшебным образом нашлась и обновила статус в системе на следующий же день после подачи заявления. Кстати, та посылка шла в Сестрорецк 25 дней.
Пообщавшись по душам с заведующей моим почтовым отделением, я выяснил, что эти заявления она ни в какую базу не заносит. Она делает выписку — в каком мешке, с каким водителем когда посылка уехала. И отправляет всю документацию почтой (рекурсия) в центральный офис. Где они уже обрабатываются.
Получается, что оба раза случившееся было совпадением. Довольно странным.
Кстати, часто по выходным сайт Почты не работает. Видимо, выключается для экономии электроэнергии. Выдаю секретную ссылку на внутренний сайт почты, работающий отдельно от основного, где также есть форма отслеживания посылок: info.russianpost.ru/servlet/post_item
Итоги
Итак, получается, что 40% посылок доходят с неприемлемыми опозданиями. Это беспредел. Удивительно то, что почта задерживает посылки относительно таких сроков, которые сама себе установила.
Уточню, что как правило к конечным пунктам — к почтовым отделениям на местах — претензий нет. Они честно отрабатывают свои небольшие деньги, пакуют посылки и отправляют. Самое интересно происходит между ними.
Конечно, государственная служба неповоротлива по определению, и вряд ли заинтересована в улучшении работы, без всякой конкуренции. Но я верю, что даже такую службу можно раскачать.
Я решил, что теперь, каждый раз, когда контрольный срок посылки проходит, а она ещё не прибыла в районный центр по месту назначения — я буду подавать заявление на розыск. В заявлении я оставляю свой контактный телефон, по которому обязаны позвонить, сообщить о результатах розыска, и поинтересоваться, нужен ли мне письменный отчёт.
Да! Мне нужен будет письменный отчёт, с подробными объяснениями, где и почему посылка провела больше времени, чем ей на это отводится.
И так — с каждой посылкой.
И потом я вспомнил про хабраэффект.
Если каждый, отправивший по почте посылку, после истечения контрольного срока доставки напишет заявление на розыск. И потребует письменного ответа…
Не отвечают, не звонят?
Контакты для контроля качества Почты России. Бесплатный телефон горячей линии, e-mail…
Это законно, правомерно и абсолютно бесплатно. Мы ведь потребуем от руководства почты только того, что они сами же пообещали. Пора устроить хабраэффект для Почты России.
Подчеркну — это не будет хулиганством или бессмысленным флэш-мобом.
Это будет попытка расшевелить государственную структуру, проявить свою гражданскую позицию, посильно увеличить количество порядка в работе государства. Если есть сроки, их надо выполнять,- иначе зачем они?
Конечно, результатом акции может стать увеличение контрольных сроков доставки, я не исключаю такого исхода. Но я считаю, что даже это пойдёт на пользу — поскольку это будет означать переход из беспорядка в порядок, и уход на одну ступень от дезорганизации.
Позволю себе процитировать пассаж из отличной книги Владимира Тарасова, "Принципы жизни":
«Если каждая вещь на своем месте, каждый человек там, где должен быть, и делает то, что должен делать — это порядок.
Если порядок нарушается, то можно сказать, кто нарушитель и что нарушил — это беспорядок.
Если порядок нарушен, но нельзя сказать, кто именно виноват и что именно он нарушил — это дезорганизация.
Дезорганизация страшнее беспорядка. При ней страх и бесстрашие меняются местами. Страшно соблюдать порядок. И нестрашно его нарушать. Вот что такое дезорганизация.»
Но ведь возможен, вполне возможен вариант улучшения работы Почты.
Считаю, что при наличии такой вероятности мы просто обязаны приложить усилия для достижения результата. Нельзя ожидать улучшения работы госслужб по указу «сверху» — только по инициативе снизу.
You may say that I'm a dreamer
But I'm not the only one…
Сделаем?
13.04.2011 02:29+0400