Яндекс.Метрика

    Реклама

    О такси в Москве

    В последнее время вокруг «Такси» не крутятся лишь ленивые разработчики. Почему тема «Такси» так привлекает русских старпёров стартаперов, я не знаю. Для нас, 2Товарища, полтора года назад идея сделать некий проект для такси являлась не понтом или попыткой вытянуть денег из инвестора. Нас интересовала финансовая выгода и идея. Но о проекте я хотел бы рассказать чуть позже. А сейчас, кому интересно, я расскажу о такси в Москве. Так получилось, что только в Москве наш проект объединил более 200 таксопарков, порядка 120 из них всегда онлайн. И под таксопарками я понимаю официальных перевозчиков, с круглосуточными диспетчерскими итп, о которых пойдёт речь далее. За полтора года я узнал о такси больше, чем видел, читал или слушал в любых других источниках. И чем больше я узнаю, тем больше понимаю, насколько действительно велик айсберг. И даже если данный топик не по формату хабра, он необходим при дальнейшем описании проекта, чтобы вы понимали, что к чему и почему всё именно так.

    Прежде чем начать


    Заранее извиняюсь за жаргон. Меня он в своё время тоже выворачивал на изнанку, но к нему привыкаешь.

    от борта — например, взять клиента от борта. Это значит подобрать голосующего клиента.
    порт — например, поездка в порт. Конечно, имеется введу аэропорт )
    безнал — безналичный заказ. Т.е. заказ от юрлица, заключившего договор с таксопарком на перевозку своих клиентов. Такие заказы клиент не оплачивает, но в конце месяца юрлицо получает счёт по безналу от таксопарка.
    на линии, в эфире — «онлайн» статус водителя.

    Кто ты, таксист?


    «Такси» в Москве можно разделить на 3 категории.

    1. Бомбилы. Те самые, что могут остановиться у голосующих на однополоске, собрав пробку за собой. Те самые, что «вай, дорогю покажЭшь?». Те самые, кто может обокрасть или чего ещё хуже. Те самые, кого поймать в Москве проще всего, и как следствие, кем удобнее всего передвигаться по Москве, когда нужно быстро.
    В Европе почти нигде вы не поймаете машину от борта. Для этого есть спец. парковки для такси. Я не говорю уже о штатах, где от борта, конечно, ловят такси, но не гражданские авто. Никто на решится вас подвозить и наоборот, никто не сядет в частную машину. Но Европы и Америки далеко, вернёмся к нашим «баранам» )) не смотря на все очевидные минусы бомбил, у них есть одно большое достоинство — стоит поднять руку в любое время суток, как к тебе выстраивается очередь.
    Автомобили: убитые вазы, нексии и подобное.

    2. Частники с шашечками. Те же бобилы, но ленивые ) Чаще всего русские, довольно часто бывшие советские таксисты. Гоняют на десятках и недорогих иномарках, надевают шашечки. Не редко имеют свою клиентуру и предпочитают стоять у злачных мест, нежели, чем колесить по городу.
    Если честно, они мало чем отличаются от первых. Разве что говорят по-русски, знают дорогу и с ними безопасней. Но это всё те же бомбилы.
    Автомобили: свежие вазы, старенькие иномарки в хорошем состоянии.

    3. Официальные перевозчики. Круглосуточная диспетчерская, свой парк автомобилей или привлечённых водителей. Оператор принимает заказ, добавляет его в базу, диспетчера объявляют заказ по рации или назначают на него водителя. Водители НЕ берут клиентов от борта. За очень редким исключением. Пожалуй, только очень опытные таксисты, работающие на официального перевозчика, могут подбрасывать людей между заказами. Т.к. за опоздание на взятый или назначенный заказ в компаниях предусмотрены штрафы.
    Водителей официальных перевозчиков можно поделить ещё на 2 категории. Это наёмные водители и привлечённые.
    Наёмные, это водители на зарплате. Т.е. вы покупаете свой парк машин и нанимаете на зарплату водителя на каждый авто. Водитель ездит с утра до вечера, принимает и выполняет заказы.
    Другое дело — привлечённые. Вы как таксопарк, даёте объявление о наборе водителей со своим авто, т.е. нанимаете водителя с его автомобилем, а не покупаете авто в парк. Такие водители не имеют зарплаты, им устанавливается рация и диспетчер зачитывает им заказы. Водитель такого такси получает 70-80% стоимости заказа себе в карман, остальное возвращает диспетчеру. Т.е. диспетчерская оказывает информационные услуги. При этом она несёт юридическую ответственность за клиентов водителя.
    Казалось бы, идеальная схема. Директор такси не имеет головной боли, связанной с обслуживанием и обновлением парка авто. Водитель же понимает, что чем больше он проработает, тем больше заработает. И всё хорошо, если бы не человеческий фактор. Дело в том, что привлечённый водитель может взять заказ с рации, а может не взять, на своё усмотрение. Может выйти сегодня на линию, а может нет. Может выйти на пол часа, а может на 14 часов. Это было хорошо видно 1 мая, когда все разъехались на дачи, в том числе водители такси и Москва осталась без такси )
    «А как же нанятые водители?», — спросите вы. А никак. почти 80% официальных перевозок Москвы, это привлечённые водители. Задумайтесь, 80%. Содержать свой личный парк авто очень и очень дорого. Тем более, что это наиболее уязвимая поза для проверяющих органов. В Москве можно по пальцам пересчитать компании, что держат свои парки автомобилей (2-5 машин не в счёт). Новое жёлтое, Городское, 956, XXL, Престиж ну и всякие «корпоративные», которые имеют малое отношение к частным перевозкам, типа Такси Коммандир, Другое итп.
    Автомобили: чаще всего, иномарки не старше 5 лет. Минимально логаны, лачетти, фокусы итп.

    Больше всего в Москве, конечно, бомбил. Разные источники говорят о разном количестве. Сообщество официальных перевозчиков больше склоняется к цифре порядка 40к. Официальных же перевозчиков насчитывается чуть более 300 компаний в Москве. Мы говорим о «живых» диспетчерских, с круглосуточными операторами итп.
    Не удивительно, что клиент зачастую выбирает бомбилу, это самое простое. И, мы привыкли считать, что самое дешёвое. Но это не всегда так…

    Цены на такси в Москве


    С бомбилами всё просто и понятно. Вы можете через весь город проехать за 300 рублей, а можете за 400 до метро 5 минут. В последнее время бомбилы научились говорить по-русски и порой даже знают дорогу. Цена чаще всего зависит не от расстояния или времени в пути, а от самого клиента. Насколько «богато» он одет и насколько сильно он пьян.

    Частники знают себе цену. Пожалуй, самый дорогой пассажирский транспорт в Москве. Клиент привык, что звонить и заказывать в диспетчерскую, это дорого и долго. И если нет желания садиться в убитый ВАЗ образца 80-ых, клиент предпочитает частника, на подержанной иномарке или свежем тазе ВАЗе. Но не стоит забывать, что подобный водитель, как и бомбила, не хочет и не несёт никакой ответственности за вашу безопасность и здоровье. Ну и тем более, за опоздания на вокзалы или в порты.

    Официальные перевозчики давно ввели понятие минимальной стоимости поездки. По Москве в среднем она составляет 300-400 рублей за первые 20 минут поездки. Т.е. 5 минут до метро явно заказывать не выгодно. Другое дело, ночью проехать через весь город. Можно легко уложиться в 20 минут, отдав при этом 350 рублей. Тогда как бомбилы или частники скажут «Ооооо! через весь город! это доооооорого!». Ну и, конечно, официальные перевозчики в ответе за ваши опоздания в порты, за ущерб от ДТП и прочее.

    Лично я езжу и так и сяк, разве что не на частниках. Порой проще поймать бомбилу, выходя из какого-либо заведения. А порой проще заранее заказать машину, зная что это комфортней, дешевле и надёжней.

    Почему цена на Такси меняется?


    Все мы с вами свидетели последнего скандала с таксистами, когда взрывали Домодедово. Поездка из порта в Москву доходила до 20к рублей, тогда как обычная цена из порта доехать до дома примерно от 800р и не более 1500р. По телевизору власти возмущаются, критикуют действия таксистов. Собянин поручает разобраться с парками. Парки же объединяются и решают что в подобных ситуациях будут возить людей бесплатно итп. Короче детсад ))) покрасовались перед камерой и забыли.
    Но что же произошло в тот день в Домодедово на самом деле?

    Бомбил на территории порта, конечно, не было. Были частники, ожидающие возможных клиентов и официальные, ожидающие или провожающие заранее известных клиентов. Напомню, взрыв прогремел в зале прилётов. В то время большая часть ожидающих в этом зале были официальные таксисты с табличками, встречающие своих клиентов. Им досталось по полной. В близком мне таксопарке двое таксистов погибли в тот день.
    Наш проект позволяет отслеживать передвижения больше 2/3 парков Москвы и я могу гарантировать, что официальные перевозчики не загибали цен. Более того, наши основные партнёры, гендиректора лично вещали в рацию, что кто будет поднимать цены — тот будет уволен. Часть свободных машин по личной инициативе водил поехало помочь людям в Домодедово. Но не тут то было ) на территорию аэропорта после взрыва никого не пускали. Въезд закрыт, что очень удобно для тех, кто остался внутри. А внутри остались официальные перевозчики и местные частники. Официальные перевозчики, те что заказаны на встречу, не имеют права подбирать людей. Те, что провожали, не имеют права поднимать цену. Вот тут местные частники и открыли бутылки с шампанским. Цена за выезд из ада доходила до 20к рублей.

    Что имеем в итоге? Собянин поручает топовым перевозчикам Москвы организоваться и в подобных ситуациях бесплатно возить людей на такси из мест аварий. Те с гордостью поют гимн России и торжественно клянутся в подобных ситуациях выводить людей из пострадавших районов бесплатно. Ололо, товарищи, в такси влезает 3-4 человека! Тогда как в мосгортрансе всегда на такие случаи в резерве пара десятков автобусов, куда легко войдет 50 человек. Почему не были отправлены автобусы в Домодедово?
    По телеку патриарх всея Руси вещает, что таксисты наглые, неблагодарные и вообще, самые грешные люди на свете. А по факту официальных перевозчиков сначала взорвали, а потом ещё и с грязью смешали.

    Но не хочется углубляться в политику, кому интересно, я могу в личке рассказать. Кто пилит в Москве 30 миллиардов, кому выгодно показывать такси в таком свете итп.

    Стартапы о и для такси. Будущее, настоящее


    Проблема стартапов такси, пожалуй, общая проблема большинства стартапов. Разработчики уверены, что изменят мир к лучшему, пытаются сделать максимально хорошо и автоматизированно для клиента, при этом забивают на работу непосредственно с сырьём, в данном случае, с таксопарками. Не следят за кухней, считая, что кухня должна следить за ними.

    Почти все отечественные стартапы о и для такси можно разделить на 2 лагеря. Одни делают больший сервис для клиентов. Где клиент одним нажатием на кнопку вызывает себе такси. Другие больше смотря в сторону перевозчиков, подключая частников к своей системе, раздавая им заказы.
    Мы же решили сделать b2b, непосредственно для официальных перевозчиков. Когда мы начинали, над нами смеялись, говорили что это не будет работать и вообще не реально. На данный момент с нами работают, хотят работать, пытались купить или работали почти все современные стартапы такси. Рамблер, мейл, янде ой… эти просили не рассказывать… телепорт (пожалуй единственное рабочее приложение на данный момент «такси одной кнопкой» для Москвы и Питера), intaxi и многие другие. Не говоря уже о «оффлайн» партнёрах, вроде гостиниц, ресторанов и турагенств.
    И в следующей статье я расскажу, кто мы, чем занимаемся и почему у нас получилось сделать, наверно, единственный стартап о такси в России, вложив в него только своё время и заставив его зарабатывать деньги.