Яндекс.Метрика

    finance

    Теория финансирования для стартапа

    Здравствуйте уважаемые читатели.

    В данной статье я хотел бы остановится на таких важных моментах, как оценка потребности в заемных средствах, принятие решения о их привлечении, эффективных формах организации стартап-компании и стоимости привлеченных ресурсов.

    Определение потребности в финансовых ресурсах


    В начале, необходимо определить потребность в финансовых ресурсах. То есть совокупный объем денежных средств необходимый для обеспечения всех стадий реализации проекта.
    Общепринятыми являются 3 метода оценки потребности в денежных средствах:
    1. Балансовый — определение необходимой суммы активов, позволяющих начать деятельность. Причем состав активов имеет свои особенности: в составе необоротных активов отсутствуют долгосрочные активы; в составе оборотных – дебиторская задолженность. Потребность в денежных средствах (на текущем счете)рассчитывается на основе планирования расходов на оплату труда, авансовым и налоговым платежам, на маркетинг исходя из 3хмесячной потребности.
    2. Метод аналогий — исходя их объема использованных ресурсов в аналогичных проектах. При этом выделяются существующие требования и отличия проектов. Если инвестор часто сталкивается с направлением деятельности подобным вашему, он может использовать данную схему. Для стартапера это самый неудачный вариант.
    3. Удельной капиталоемкости – самый простой из методов, основан на расчете показателя капиталоёмкости продукции в расчете на 1 единицу продукции.


    О формах организации стартап-компании


    С точки зрения инвестора любой «стратап = венчур», это так сказать аксиома. Таким образом, необходимо для начала прояснить, что есть венчур.

    Венчур — предприятие малого бизнеса, занимающееся опытно-конструкторскими разработками или другими наукоёмкими работами, благодаря которым осуществляются рискованные проекты.

    Таким образом, для инвестора, рациональными будут 3 формы организации финансирования вашего стартапа:
    1. Реорганизация вашей компании в венчурное предприятие, в котором собственный капитал (в дальнейшем СК) будет основан на паевом участии – инвестора(ов) и вашем.
    2. Реорганизация вашей компании в акционерное общество с последующим увеличением СК при помощи эмиссии простых акций.
    3. Кредитование вашего проекта.

    Первые 2 варианта являются более предпочтительными для стартапера т.к. в них отсутствует регресс на заемщика, в случае неудачи вы никому и ничего не должны. Вы рискуете лишь вложенными средствами. Однако возможна потеря контроля над проектом и компанией в целом. В случае же кредитования, инвестор предложит вам участие личной недвижимостью, к примеру – ипотека, что может обернуться для вас большими проблемами.

    Источники привлечения финансовых ресурсов


    В мировой практике выделяют 2 основных ветви для привлечения средств:
    1. Внутренние источники (нераспределенная прибыль, переоценка основных фондов).
    2. Внешние источники (эмиссия акций, выпуск облигаций, получение кредитов).

    В данной статье я остановлю свое внимание только на рассмотрении внешних источников привлечения средств.

    Определение стоимости привлекаемых ресурсов


    Перед непосредственной оценкой стоимости заемных ресурсов необходимо акцентировать внимание, что стоимость ресурсов для заемщика != доходу кредитора. Это связанно с тем, что стоимость ресурсов для заемщика корректируется на сумму налогового щита.

    Налоговый щит — эффект, возникающий при реструктуризации капитала компании. Заключается в том, что сумма корпоративного налога, которым облагается собственный капитал, снижается за счет роста доли заемного капитала. Банально, налоговые щиты — планируемые экономии на налоговых выплатах.

    Стоимость источников долгового финансирования

    Стоимость привлечения капитала в результате выпуска облигаций (безотзывных и с постоянным доходом — купонные) рассчитывается на основании уравнения, определяющих их рыночную стоимость:

    P =