finance →
Ограничения домашней бухгалтерии
Уважаемые Хабрачитатели.
В комментариях к топику была затронута тема учета и контроля финансового состояния, применительно к домашней бухгалтерии.
Мне довелось долгое время заниматься упрощением методологической части учета, с целью приближения его к общему пониманию.
В настоящей статье хочу поделиться этим опытом, и постараюсь систематизировать то, что ограничивает системы персонального и домашнего учета в возможностях.
Первостепенная функция полноценного учета может быть обозначена следующей фразой:
контроль и анализ финансового состояния и результатов хозяйственной деятельности. Это позволяет сделать триаду отчетов: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.
В пределах одной статьи будет невозможно подробно рассказать об этих отчетах, да и тема эта слишком специальная, поэтому мы ее опустим и постараемся ответить на вопрос: почему в системах домашней и персональной бухгалтерии невозможно выполнить первостепенную функцию полноценного учета?
По моему мнению ответ достаточно прост. Для получения полноценного результата от учета в бухгалтерии используются две основные методологии: Двойная запись (double-entry accounting system) и принцип начисления (accrual accounting). Эти методологии придумалиинопланетяне очень умные люди и простым смертным этого типа не понять. А если кто и понял, то там все так наворочено, что вести домашнюю бухгалтерию согласно этим принципам может показаться, по меньшей мере, смешным.
Остается учитывать то, что понятно и что можно потрогать руками — деньги.
В подавляющем большинстве систем домашней бухгалтерии под доходами и расходами подразумевается приход денег и их выплаты. Контролировать, возможно только состояние денег в кошельке и на счетах. Любое развитие функционала в сторону полноценной бухгалтерии делает систему сложной в восприятии и непонятной.
Как деньги являются всего лишь эквивалентом ценности, так и учет, построенный на регистрации лишь движения денежных средств, является эквивалентом настоящего учета.
В действительности каждому человеку, семье, предпринимателю или малому бизнесу так же важно контролировать финансовое состояние, как и крупному бизнесу. Методологическая сложность процесса получения этих данных является причиной основного ограничения всех систем домашней бухгалтерии, а именно, невозможность полноценного контроля над финансовым состоянием.
Справедливости ради можно сказать, что зачастую на денежном базисе (учет только движения денежных средств) строят свой учет и достаточно крупные предприятия.
Задолго до того, как пять веков назад итальянцев осенило вести двойную бухгалтерию, люди вели так называемый инвентарный учет. (Все новое — это хорошо забытое старое).
Маленький пример из моей практики.
Лет восемь назад один из сотрудников, работавших в принадлежащем мне установочном центре автоэлектроники, решил стать предпринимателем и открыл свой шиномонтаж. Через полгода он подошел ко мне и попросил помочь с организацией учета: «Я ничего не понимаю. Записываю куда трачу деньги. Записываю все заработанные деньги. Расходные материалы. Беру деньги в семью. Кредиты. Станки. Я трачу огромное количество времени на записи, но я ничего не понимаю. Я не понимаю сколько я заработал и заработал ли я вообще.»
Как говорил один мой знакомый, пока сам не занялся бизнесом «Берешь большую тетрадь (компьютер) и начинаешь туда все записывать. Учет это просто!»
Но от меня бывший сотрудник получил другие рекомендации, которыми пользуется и по сей день:
1. Перестань вести бессмысленный учет и тратить на это время.
2. Сегодня вечером сядь и посчитай все, что у тебя есть, а именно: Деньги (в кармане, кошельке, на счете, на карточке); плюс Ценности (имущество, квартира, машина, акции, мебель, станки, расходные материалы, товары и пр.), оценивая ориентировочно по цене возможной продажи на данный момент; плюс долги, которые тебе должны (авансы работникам, займы выданные, задолженность по зп работодателя и пр.); и минус долги, которые должен ты (кредиты в банке, сотрудникам зп, кредиты у друзей и пр.). Полученная сумма — это твое финансовое состояние.
3. Положи листок с расчетами в укромное место и не трать время на записи куда ты тратишь и откуда получаешь деньги.
4. Через месяц, в это же число, сядь и произведи новый расчет (см. п. 2).
5. Разница между полученными финансовыми состояниями есть наиболее корректный результат твоей жизни на протяжении прошедшего месяца.
6. Делай подобный расчет ежемесячно.
7. Можно подумать об анализе, т.е. ответе на вопрос: почему улучшилось или ухудшилось финансовое состояние. Но тут, по меньшей мере, надо разобраться с принципом начисления. Но если результат удовлетворительный, нет мега задач улучшить этот результат на порядок, если не хватает времени, то браться за учет доходов и расходов не стоит.
Практически я ему посоветовал заняться учетом, который вели в древнем Египте.
Полученный отчет фактически является инвентарным балансом. Результат хозяйственной деятельности, полученный путем сравнения инвентарных финансовых состояний, учитывает все возможные скрытые доходы и расходы (изменение стоимости имущества, изменение курсов валют, изменение стоимости долгов), поэтому должен считаться наиболее корректным.
Небольшой пример, показывающий крайнюю недостаточность учета только прихода и расхода денег:
Предположим, молодой человек имеет ежемесячный доход 50 000 рублей. Родители дали ему денег и он купил машину за 1 млн. рублей. Он подробно записывает куда тратит деньги. На подсознательном уровне он старается чтобы его затраты не превышали доходы (положительный суммарный денежный поток). Таким образом, он путем учета удерживает свои расходы в пределах 50 000 рублей.
Через три года пришло время менять машину. Наш герой обнаружил, что может продать ее за 600 тыс. рублей. Встает вопрос, нужны деньги на доплату до новой машины. Наш герой в учете по денежному базису не учитывал уменьшение стоимости автомобиля со временем, поскольку это уже начисление расходов, а денежный базис такого не учитывает.
Периодический инвентаризационный учет помогает избежать подобных ситуаций всегда, и в большинстве случаев достаточен в качестве персонального учета и даже в малом бизнесе.
В любом случае начинать учет всегда необходимо с него! Тогда сама процедура учета перестает быть похожей на «учет ради учета».
Для того чтобы большее количество людей стали пользоваться системами домашнего учета необходимо не просто делать ее удобнее или увеличивать ее функциональность. Необходимо создавать новую ценность для потребителя таким образом, чтобы учет смог совместить простоту денежного базиса с полноценностью двойной записи и принципа начисления. Для этого необходимо победить основное ограничение, а именно, методологическую сложность процесса учета.
P.S. Уважаемые хабрачитатели. В настоящей статье была поставлена задача лишь обозначить проблему. И я только отчасти ответил на вопрос: как ее решать? Если у вас есть вопросы относительно затронутой темы, я с удовольствием поделюсь своим опытом. Пишите в комментарии и в личку.
В комментариях к топику была затронута тема учета и контроля финансового состояния, применительно к домашней бухгалтерии.
Мне довелось долгое время заниматься упрощением методологической части учета, с целью приближения его к общему пониманию.
В настоящей статье хочу поделиться этим опытом, и постараюсь систематизировать то, что ограничивает системы персонального и домашнего учета в возможностях.
Первостепенная функция полноценного учета может быть обозначена следующей фразой:
контроль и анализ финансового состояния и результатов хозяйственной деятельности. Это позволяет сделать триаду отчетов: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.
В пределах одной статьи будет невозможно подробно рассказать об этих отчетах, да и тема эта слишком специальная, поэтому мы ее опустим и постараемся ответить на вопрос: почему в системах домашней и персональной бухгалтерии невозможно выполнить первостепенную функцию полноценного учета?
По моему мнению ответ достаточно прост. Для получения полноценного результата от учета в бухгалтерии используются две основные методологии: Двойная запись (double-entry accounting system) и принцип начисления (accrual accounting). Эти методологии придумали
Остается учитывать то, что понятно и что можно потрогать руками — деньги.
В подавляющем большинстве систем домашней бухгалтерии под доходами и расходами подразумевается приход денег и их выплаты. Контролировать, возможно только состояние денег в кошельке и на счетах. Любое развитие функционала в сторону полноценной бухгалтерии делает систему сложной в восприятии и непонятной.
Как деньги являются всего лишь эквивалентом ценности, так и учет, построенный на регистрации лишь движения денежных средств, является эквивалентом настоящего учета.
В действительности каждому человеку, семье, предпринимателю или малому бизнесу так же важно контролировать финансовое состояние, как и крупному бизнесу. Методологическая сложность процесса получения этих данных является причиной основного ограничения всех систем домашней бухгалтерии, а именно, невозможность полноценного контроля над финансовым состоянием.
Справедливости ради можно сказать, что зачастую на денежном базисе (учет только движения денежных средств) строят свой учет и достаточно крупные предприятия.
Что делать?
Задолго до того, как пять веков назад итальянцев осенило вести двойную бухгалтерию, люди вели так называемый инвентарный учет. (Все новое — это хорошо забытое старое).
Маленький пример из моей практики.
Лет восемь назад один из сотрудников, работавших в принадлежащем мне установочном центре автоэлектроники, решил стать предпринимателем и открыл свой шиномонтаж. Через полгода он подошел ко мне и попросил помочь с организацией учета: «Я ничего не понимаю. Записываю куда трачу деньги. Записываю все заработанные деньги. Расходные материалы. Беру деньги в семью. Кредиты. Станки. Я трачу огромное количество времени на записи, но я ничего не понимаю. Я не понимаю сколько я заработал и заработал ли я вообще.»
Как говорил один мой знакомый, пока сам не занялся бизнесом «Берешь большую тетрадь (компьютер) и начинаешь туда все записывать. Учет это просто!»
Но от меня бывший сотрудник получил другие рекомендации, которыми пользуется и по сей день:
1. Перестань вести бессмысленный учет и тратить на это время.
2. Сегодня вечером сядь и посчитай все, что у тебя есть, а именно: Деньги (в кармане, кошельке, на счете, на карточке); плюс Ценности (имущество, квартира, машина, акции, мебель, станки, расходные материалы, товары и пр.), оценивая ориентировочно по цене возможной продажи на данный момент; плюс долги, которые тебе должны (авансы работникам, займы выданные, задолженность по зп работодателя и пр.); и минус долги, которые должен ты (кредиты в банке, сотрудникам зп, кредиты у друзей и пр.). Полученная сумма — это твое финансовое состояние.
3. Положи листок с расчетами в укромное место и не трать время на записи куда ты тратишь и откуда получаешь деньги.
4. Через месяц, в это же число, сядь и произведи новый расчет (см. п. 2).
5. Разница между полученными финансовыми состояниями есть наиболее корректный результат твоей жизни на протяжении прошедшего месяца.
6. Делай подобный расчет ежемесячно.
7. Можно подумать об анализе, т.е. ответе на вопрос: почему улучшилось или ухудшилось финансовое состояние. Но тут, по меньшей мере, надо разобраться с принципом начисления. Но если результат удовлетворительный, нет мега задач улучшить этот результат на порядок, если не хватает времени, то браться за учет доходов и расходов не стоит.
Практически я ему посоветовал заняться учетом, который вели в древнем Египте.
Полученный отчет фактически является инвентарным балансом. Результат хозяйственной деятельности, полученный путем сравнения инвентарных финансовых состояний, учитывает все возможные скрытые доходы и расходы (изменение стоимости имущества, изменение курсов валют, изменение стоимости долгов), поэтому должен считаться наиболее корректным.
Небольшой пример, показывающий крайнюю недостаточность учета только прихода и расхода денег:
Предположим, молодой человек имеет ежемесячный доход 50 000 рублей. Родители дали ему денег и он купил машину за 1 млн. рублей. Он подробно записывает куда тратит деньги. На подсознательном уровне он старается чтобы его затраты не превышали доходы (положительный суммарный денежный поток). Таким образом, он путем учета удерживает свои расходы в пределах 50 000 рублей.
Через три года пришло время менять машину. Наш герой обнаружил, что может продать ее за 600 тыс. рублей. Встает вопрос, нужны деньги на доплату до новой машины. Наш герой в учете по денежному базису не учитывал уменьшение стоимости автомобиля со временем, поскольку это уже начисление расходов, а денежный базис такого не учитывает.
Периодический инвентаризационный учет помогает избежать подобных ситуаций всегда, и в большинстве случаев достаточен в качестве персонального учета и даже в малом бизнесе.
В любом случае начинать учет всегда необходимо с него! Тогда сама процедура учета перестает быть похожей на «учет ради учета».
Вывод
Для того чтобы большее количество людей стали пользоваться системами домашнего учета необходимо не просто делать ее удобнее или увеличивать ее функциональность. Необходимо создавать новую ценность для потребителя таким образом, чтобы учет смог совместить простоту денежного базиса с полноценностью двойной записи и принципа начисления. Для этого необходимо победить основное ограничение, а именно, методологическую сложность процесса учета.
P.S. Уважаемые хабрачитатели. В настоящей статье была поставлена задача лишь обозначить проблему. И я только отчасти ответил на вопрос: как ее решать? Если у вас есть вопросы относительно затронутой темы, я с удовольствием поделюсь своим опытом. Пишите в комментарии и в личку.
23.05.2011 12:36+0400