Яндекс.Метрика

    Краудсорсинг

    Восход «Города Солнца» вручную и совместно

    Решил собрать мысли в кучу и написать пару эссе, на тему «Инновация, модернизация, изобретение — что, где, когда и как ?» для того чтобы
    определиться с поставленными вопросами. Первое будет про определение
    инновации и модернизации, их сравнение, а так-же сравнение
    производства и потребления инноваций. Второе эссе будет содержать
    концепцию «быстрого восхода Города Солнца». Предлагаю уважаемым
    участникам так-же высказаться по этим темам. Итак:


    I) Определение инновации
    Мне нравится определение инновации, данное «Организацией
    экономического сотрудничества и развития» (OECD): «Инновация — что-
    либо сделанное впервые в тех или иных контекстах разделяемых на
    базовые и специальные. »

    Базовые контексты:
    1) экономический
    2) конкурентный,
    3) научно-технический,

    Специальные или локальные контексты это:
    4) социальный,
    5) управленческий,
    6) экологический,
    7) образовательный,
    8) политический.

    Разберем каждый контекст по порядку.

    1. Экономический контекст инновации — нечто сделанное впервые в
    контексте экономической деятельности и, отразившееся на экономических
    параметрах деятельности, таких, прежде всего, как оборот,
    рентабельность, капиталоотдача. Это новые продукты и услуги, в
    особенности, создающие новые рынки (ниши). Это новые технологии,
    причем, не обязательно производственные (например, экономические
    параметры могут изменяться в связи с внедрением управленческих
    технологий, новых подходов к мерчендрайзингу и т.д., относится к
    любому звену в цепи жизненного цикла экономической деятельности).

    2. Инновация в контексте глобальной конкуренции — нечто сделанное
    впервые в контексте конкуренции на глобальных рынках.

    3. Контекст развития науки и техники (интеллектуального
    производства). Инновация — что-либо сделанное впервые в контексте
    интеллектуального производства (науки и техники), поэтому, могущее
    стать объектом интеллектуальной собственности,
    Эти базовые контексты проявляются так-же на практике через три
    основных условия патентоспособности: новизна (глобальный контекст),
    выгоды при промышленном применении (экономический контекст) и новизну
    идей и принципов (контекст науки и техники).
    То есть инновации соответствуют все 3 контекста, в модернизации —
    могут отсутствовать глобальный или научно-технический контекст, а
    изобретение, например может не давать экономического превосходства.
    Есть, однако, другие контексты, которые специфицируют инновации.
    Например, социальный контекст (соответственно, социальные инновации),
    управленческий контекст (управленческие инновации), экологический
    контекст (экологические инновации), образовательный контекст
    (образовательные инновации), политический контекст и т.д. Эти
    инновации не всегда имеют очевидный экономический смысл или имеют
    альтернативный экономическому более значимый смысл. Например, нечто
    сделанное впервые в экономическом и глобальном контексте может иметь
    деструктивные гуманитарные или экологические последствия. Будучи
    рассмотренным в качестве гуманитарной или экологической инновации, это
    нечто может иметь деструктивный характер, превышающий экономические
    выгоды от её внедрения.

    Далее, в соответствии со стандартами OECD, целесообразно выделять:
    1. Базисные инновации оказывают на экономику мультипликативное
    действие, находят отражение в различных секторах экономики.

    2. Инкрементные инновации, которые ведут к непрерывным все
    возрастающим изменениям.
    Так-же важно отличать радикальные инновации от локальных инноваций
    (усовершенствований).

    1) Радикальные инновации создают новые рынки, новые рыночные ниши.
    Меняя структуру рыночных ниш, радикальные инновации имеют системно
    экономические последствия.

    2) Локальные инновации таких системных последствий не имеют, они
    отражаются, скорее, на положении участников рынка, повышая
    конкурентоспособность одних и снижая конкурентоспособность других в
    существующих рыночных нишах.

    II) Определение модернизации
    Важно отличать инновации и модернизации (их иногда называют
    квазиинновации). Модернизация — что-либо сделанное впервые в контексте
    конкретного предприятия, локального или национального рынка.
    Модернизация, соответственно, не отвечает критериям инновационности по
    признаку глобального контекста и признаку контекста науки и техники.
    Другими словами — модернизация — это апгрейд существующих систем до
    выбранного технологического уровня (не обязательно наивысшего из
    существующих), на основе коммерчески распространяемых технологий.

    III) Производство и потребление инноваций
    С точки зрения как роли всей России, отрасли, предприятия так и
    каждого отдельного инноватора мы можем быть потребителями и/или
    производителями инноваций или модернизаций. Причем это «И/ИЛИ» может
    проявляться по разному для разных отраслей и даже предприятий или их
    структурных подразделений. то же самое характерно и для сферы производства инноваций. Относительный объем инновационных товаров составляет единицы процентов от полных технологических решений в год. То есть новинок, влияющих на экономическую составляющую появляется не так много, и эти новинки встраиваются в старую технологическую, и что более важно — маркетинговую среду, которую обязательно нужно иметь.

    Для производства инноваций нужны серьезные интеллектуальные, научные,
    капитальные затраты, огромное количество других препятствий, в то
    время как для потребления нужны только культура и навыки
    использования.

    Инновация и модернизация могут быть направлены как на
    (Ре)индустриализацию (создание производственных возможностей) так и на
    сферу услуг, в производстве не участвующей. В обеих случаях те кто
    внедряют и используют инновации, в своей совокупности, обычно получают
    больше чем те кто их производит, иначе с экономической точки зрения не
    стоило бы их преобретать.
    Каждый из нас может сам производить один инновационный продукт и при
    этом потреблять десятки. То есть инновационное внедрение и потребление
    это более массовый процесс чем инновационное производство.

    Еще нужно спросить себя, для кого мы производим инновационные
    продукты, если россияне, то есть мы с вами, не будут ими
    пользоваться? Мы упускаем большую часть выгоды если не пользуемся
    ими. Тут важна распространенность инноваций — иначе как мы должны
    понять преимущества, удобство и выгоду, «почувствовать вкус»
    использования инноваций. Формируя культуру, мы так-же формируем
    внутренний рынок, который будет вопринимать не только имеющиеся
    технологии но и те на которые появятся, то есть сформируем новую
    «культуру принятия и формирования перемен».

    Я могу согласиться с авторами доклада Национального совета по разведке
    США <<Проект 2020>>: <<уровень технологического развития стран будет
    определяться объемом их инвестиций в получение и внедрение новых
    доступных всему миру технологий, независимо от того, разработаны ли
    эти технологии самостоятельно или получены от лидеров технологического
    развития>>. Модернизация, в этом смысле, не менее важна, чем инновации.

    Здесь, скорее, важно определиться, по каким направлениям мы в
    состоянии быть <<лидерами коммерциализации технологий>>, а на каких
    направлениях нам целесообразно проводить эффективную модернизационную
    политику. А поскольку Россия только развертывает свою инновационную
    политику нам очень важно стать грамотными потребителями.
    В любом случае ознакомление и распространенность инноваций в России
    должно иметь по крайней мере не меньший приоритет как и их производство.

    IV) Сравнение инновации и модернизации
    Совершенно очевидно что модернизация не должна отменять инновации и
    наоборот. Так же неверно представление о том, что если мы ограничимся
    модернизацией, то в лучшем случае добьемся того, что «большие» страны,
    так и быть, перенесут в Россию сборку старых телевизоров или
    автомобилей. дело в том что инновации — процесс постоянный, причем
    ускоряющийся.

    Мы вполне можем оказаться лидерами и при модернизационном подходе тк
    для ряда направлений давно наблюдается т.н. «LeapFrogging»
    en.wikipedia.org/wiki/Leapfrogging (перескакивание через
    технологические поколения) — по сути это происходит из-за
    устаревания уже развернутого оборудования наших конкурентов, обратной
    стороны медали ускоряющегося НТП.

    Инноватизация же — это изобретение (точнее R&D) которое вероятно
    способно к значительному изменению нашей жизни. Но на самом деле
    главное тут слово «вероятно», тк значительная часть инноваций не
    доходит до потребителя. Организуя разработку и производство инноваций
    мы принимаем на себя еще и технологические риски, возможность неудачи
    по причине технологических проблем, отсутствия опыта, кадров, ноу-хау,
    или принципиальной технической невозможности ч-л.

    Модернизационный подход является более системным, по сравнению с
    инновационным. Производя инновацию мы не знаем, какой эффект даст та
    или иная инновация, насколько общество к нему готово сейчас и будет ли
    готово в будущем. А для модернизационного подхода мы можем сразу
    переносить и внедрять целые производственные комплексы с известными
    технико-экономическими характеристиками и экстраполировать эффекты их
    внедрений.

    У модернизации отсутствуют однако преимущества, которое могут дать
    патентная защита а повышение глобальной конкурентоспособности
    ограничено фактором времени.
    Безусловным однако является то что, в России должны быть направления
    инновационного производства, которые играют стратегическую роль, и
    которые должны быть в России обязательно. Без этого Россия не
    продержится долго в <<первой шеренге>>.

    Выбор между между инновационными и модернизационными решениями зависит от того кто и для чего делает этот выбор. Так, практический выбор предприятием должен происходить на самом «низком» уровне — на уровне конечных пользователей этого решения. Это однако не должно останавливать не самих инноваторов от разработки (у инновации может быть много других пользователей или вообще другой рынок), ни государство, если оно хочет развивать инновации как национальный экономический тренд.

    V) Препятствия в потреблении инноваций
    Попытка донести инновации до потенциального потребителя связана со
    множеством проблем, Ограничения в распространении могут иметь
    административный, культурный, экономический характер.
    Одна из самых актуальных проблема России как раз и состоит что мы не
    знаем, не умеем, не имеем доступа к современным инновационным продуктам.

    Не нужно недооценивать «время доставки» до потребителя, включающее
    ознакомление с культурой, возможностями и выбором инновационных
    продуктов. Для формирования внутреннего рынка, инновационные товары и
    технологии должны появиться на рынке до их производства.
    Но скажите, где житель административного центра субъекта федерации
    может ознакомиться с последними достижениями, поработать на самом
    современном оборудовании? В большинстве случаев только в интернет, да
    и то только на иностранном языке, ведь очень часто именно пользователи
    технологий предыдущих поколений являются авторами инновационных
    продуктов следующего поколения!