Яндекс.Метрика

    Подсознание

    Что такое аспирантура и с чем её едят… (ответы молодого к.т.н. на вопросы молодых аспирантов)

    Давай подумаем — что еще может интересовать молодых людей, только что
    закончивших универ и ставших аспирантами…

    Данный текст был написан автором N-е количество лет назад в ответ на вопросы организатора e-mail рассылки для аспирантов...

    > Дмитрий, ты подписан на рассылку для аспирантов «неважно-какая». Как ты оцениваешь её
    > перспективы? Вопросов в ней довольно мало. Быть может, есть смысл привлечь
    > большее число аспирантов и соискателей?

    Ну что тебе сказать? Твой энтузиазм и инициатива похвальны.
    Другое дело, что складывается впечатление, что эта рассылка целиком посвящена
    вопросам философии. Конечно это не твоя вина – то, что тебя волнует, то ты и
    пишешь — то и выкладываешь.
    С другой стороны — кандидатские минимумы (КМ) именно это в основном и объединяет аспирантов, а специализация уже у каждого своя и ищет он по ней информацию сам…

    Я тоже в первые два года аспирантуры занимался всем чем угодно, но только не
    наукой (посещение занятий по философии, англ. и т.д. — не в счет.) Посему не
    ты первый и не ты последний наступаешь на эти грабли.
    У меня рядом тоже два аспиранта сидят — 80% своего времени они посвящают
    философии и английскому.

    С высоты моей колокольни я могу сказать, что философия это не основное и
    через год после сдачи КМ ты не будешь помнить какое течение в философии
    придумал Ман. Вообще на вашем месте я бы исследовал вопрос сдачи экзаменов
    экстерном по всем КМ кроме английского — лишняя практика никогда не
    помешает…

    Но если выбить эту тему из твоей рассылки, то может встать вопрос — а о чем писать…
    Давай подумаем — что еще может интересовать молодых людей, только что
    закончивших универ и ставших аспирантами…
    Первое — зачем люди идут в аспирантуру? (Кстати можешь задать такой вопрос
    в рассылке!) Интересно узнать результаты…

    Мои предположения такие:
    1. Люди еще не сориентировались чего они хотят достичь в жизни и по инерции
    продолжают идти по предлагаемой дороге обучения… (20%)
    2. Некий практический интерес (60%)
    — иногородние — зацепится и остаться в «Большом городе»
    — избежать обязательного распределения
    — получить отсрочку от армии
    — выехать за границу
    3. Сознательные — увлеченные наукой люди (таких единицы)...(1-2%)
    4. Что-то другое. (18%).

    Могу сказать, что я и сам при поступлении не знал что такое аспирантура,
    нафига она мне нужна и тем более не предполагал, что всю жизнь буду
    заниматься наукой (правда про последнее и сейчас не уверен — но это уже из
    области «Чем больше я знаю — тем меньше я знаю»).

    А по сему по последней статистике одного научного учреждения академии наук
    из всех аспирантов до конца аспирантуры доживают 30%, остальные 70% отсеиваются…
    Подчеркиваю — не защищаются, а просто заканчивают аспирантуру без представления миру
    результатов своей деятельности!!!
    В вузах я думаю немногим лучшая ситуация и то лишь по тому, что там
    талантливых студентов припахивают в научных целях уже начиная с 3-го курса
    (я даже со второго пробовал...) и требования к диссертации там пониже…

    Итого побегав пару лет по занятиям (философия, англ. и др.) и пожив на одну
    аспирантскую стипендию — большинство просто вымирает… Что и подтверждает
    статистика… Я бы и сам наверное бы вымер если бы
    не случайные совпадения — интересная тематика, возможность внедрить в
    практику результаты (и соответственно поддержать штаны не отходя от темы),
    пару интересных командировок за рубеж и еще кое-что…

    А потом наступил некий перелом в сознании… Дело в том, что если постоянно
    думать над какой то проблемой, то твои мозги перестраиваются физически…
    Это доказано многими исследованиями…

    При подготовке эксперимента, статьи, диссера и т.д. твой мозг все время
    вынужден критически оценивать результаты как чужие, так и свои… (Здесь,
    конечно, многое зависит от строгости требований твоего научного руководителя
    и его подхода к твоему обучению )… Короче вырабатывается так называемый
    критический склад ума… Может он, конечно, и с возрастом вырабатывается
    тоже, но я более чем уверен что не у всех…
    Ты начинаешь и в повседневной жизни задавать сам себе вопросы — а почему это
    так а не иначе? А что бы было если? и так далее… В этом и состоит
    главная ценность аспирантуры в частности и науки в целом как таковой. Это
    сложно объяснить. Можно проиллюстрировать таким примером — закончив ВУЗ сможешь ли ты
    объяснить своему однокласснику который после школы пошел на завод или
    на рынок — что такое учеба в университете и что реально она дает? (Ты-то
    реально чувствуешь как ты вырос в интеллектуальном плане по сравнению со
    своим состоянием на выпускной). Думаю вряд ли у тебя получится так
    убедительно, что он все бросит и засядет за учебники готовится к
    поступлению… Тут аналогичная ситуация…

    В связи с вышесказанным можно задать вопрос «Если я уже попал в
    аспирантуру — то что мне с этим делать?»
    Мой личный взгляд на эту ситуацию такой — Применять принцип сформулированный
    Дейлом Карнеги (надеюсь имя знакомое, если нет рекомендую почитать)
    «Если тебе достался лимон — сделай из него лимонад».


    Итак, ты в аспирантуре — «You are in army now!» © Status Quo

    Не важно, каким образом ты до этого дошел, важно что ты можешь в этой ситуации сделать…

    Обычно первый год аспирантами занимаются мало, особенно если:
    а) научный руководитель (НР) — большой ученый и такой же начальник. У него попросту на тебя нету времени…
    Это вообще самый грустный случай… Ибо здесь твой девиз — «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих».
    б) ты со своим научным руководителем и тематикой исследований познакомился за пару месяцев до поступления в аспирантуру.
    Так тоже бывает. И достаточно часто — особенно в последние постперестроечные годы…
    в) твой руководитель в постоянных разъездах. Особенно в длительных — от 3х месяцев до 1 года, командировках…
    г) ты соискатель, или аспирант — заочник. И помимо твоих научных обязанностей ты должен отпахать на основной работе…
    д) что-то иное…

    Противоположной ситуацией (даже можно сказать идеальной ситуацией) является та, когда
    а) ты познакомился с НР и начал работать над потенциальной темой твоей диссертации еще на 3 курсе.
    б) ты писал и защищал не диплом, а научную работу…
    в) к моменту поступления ты уже имеешь пару-тройку публикаций и выступлений на конференциях
    г) тебя с разу же берут в лабораторию на 0.5 ставки м.н.с и сразу же подключают в пару-тройку проектов,
    т.е. вопрос доп. заработка для сведения концов с концами у тебя не стоит… :) (сорри за каламбур)
    д) ты (тебя) бросил (бросили) всех (все)… девушек (девушки) на свете раз и на всегда и гормоны тебя уже больше не беспокоят
    (честно говоря — очень печальный случай… никому выполнения этого пункта не желаю)…
    е) ты изолирован от всех своих родственников и старых друзей…
    ё) и вообще смысла жизни кроме как в науке у тебя уже не осталось… (и это в 20 с копейками лет… УЖАС!!!!!)

    Н-да, как говорится «начал за здравие, кончил за упокой»…

    *Прим: Если у кого- то выполняются хотя бы первые три-четыре пункта из идеальной ситуации, то дальше можно не читать…

    Итак, первый год, два, три (кому как не повезет ) ты предоставлен сам себе… И кроме как в сдаче КМ смысла в аспирантуре не видно…

    Но, на самом деле аспирантура имеет и свои очень существенные плюсы…

    1. Как я уже говорил — главный плюс — изменение угла зрения на круговорот вещей в природе…
    2. Развитие способности связно излагать свои мысли на публике…
    3. Развитие навыков самостоятельной работы…
    4. Возможность сравнительно легко (по отношению к другим вариантам) поработать, попутешествовать за рубежом и соответственно посмотреть мир своими глазами, а не «глазами Сенкевича» (с) Г.Хазанов, или чьими-то еще…

    Остановимся на плюсах чуть подробнее…

    1. Изменение угла зрения…
    Если у тебя это произошло (кстати это не обязательно должно! произойти просто по тому что ты ходил три года за стипендией и сидел на семинарах по философии… Тут вообще «никто никому ничего не должен» (с) моя жена :).
    Кстати и обратное утверждение что это может произойти только благодаря аспирантуре (или науке) — не верно. Есть масса умных людей и без высшего образования которые видят как устроен мир и каким образом это можно использовать в корыстных или иных (благородных) целях. За примером далеко ходить не надо — «скажите как его зовут?» — «Бу....», тьфу, — «Бил», «Гейтс»…

    Так вот если это у тебя произошло, то тебя начинает мучить разные нехорошие, можно даже сказать вредные для спокойной жизни мысли — «В чем смысл моей никчемной (пока!) жизни» и что-то типа «Если я такой умный, то почему я еще не такой богатый»…

    Если превалирует первый вопрос — то ты волей не волей обречен на научную деятельность — писать статьи, книги и если повезет делать крупные научные открытия, вплоть до получения Нобелевской и иных подобных премий… Хотя, подозреваю, что настоящие научные гении этим вопросом не задаются и тщеславие (вроде оставления своего кучкообразного следа в истории) их не мучает…

    Если больше волнует второй вопрос — то тут тебе прямая дорога в различного рода предприниматели, изобретатели и т.п. Кстати, если посмотреть по составу директората нынешних нормальных фирм (я не имею в виду, фирмы рода «купи-продай», а хотя бы что-то «сделай-продай»), то в подавляющем большинстве кто-то в верхушке научную степень да имеет… Кстати, к западным фирмам — это относится слабо — у них другая система подготовки кадров, да и ученых там кормят лучше (их второй вопрос почти не мучает), но в любом случае аббревиатура Ph.D. в анкете работника приветствуется…

    Кроме, того, даже работая на какой-то фирме, ты уже сам можешь оценить свои перспективы до самой пенсии и работать на одну зарплату тебе уже как-то неуютно, хочется какой-то процент от положительного (вряд ли побочного :) эффекта твоей деятельности… И в принципе ты реально представляешь, как этого можно достичь. Вопрос удастся ли тебе этого достичь — из другой оперы, мы ее тут пока не поем…

    Но в любом случае по себе могу сказать, что «хорошая заноза сидит в заднице, товарищи» — хочется чесаться и бегать, бегать и чесаться с одной единственной целью — улучшения собственного морального самочувствия…
    “И тебе это надо?” Правду люди говорят — все горе от ума.

    2. Развитие способности связно излагать свои мысли на публике…

    Я подозреваю, что и без публики мысли излагать проблема… Пример? — Пожалуйста. Возьми магнитофон, сядь перед ним в гордом одиночестве и запиши на пленку свою речь, например, по поводу «Влияния методов Объектно-Ориентированного Программирования на общий темп прогресса», или что-нибудь подобное… А потом подготовь по этой плёнке письменную стенограмму своего выступления… Обещаю, узнаешь много интересного о себе самом…
    Тема может быть иная — главное, что бы ты сам серьезно прочувствовал механизм формирования мыслей в твоей голове… В обычной речи такого не происходит -люди очень редко думают прежде чем говорят, чаще происходит наоборот, еще реже случаи когда это происходит одновременно…

    А публичное выступление для неподготовленного (ужас) и незакаленного человека мучение, стоящее на втором месте после страха о смерти…
    Вспомни свою защиту диплома… Кстати пару дельных советов по преодолению этого страха можно найти у того же Карнеги…

    В аспирантуре (или после — при подготовке диссера к защите) говорить ты будешь. Заставят. И правильно сделают… Ибо нечего позорить своих коллег на всякого рода конференциях, предзащитах, и тем более — на самой защите… Идеально, если каждый квартал тебя заслушивают на научных семинарах в твоем институте, лаборатории, группе и т.д. К сожалению, так бывает не всегда…
    Но пару раз на конференциях ты выступишь обязательно… А лучше всего если конференция международная и ты должен выступать на вражеском тебе языке… Тут самое сложное не выступить — в конце концов, вызубрить всегда можно, а после выступления на дискуссии перевести и врубиться в смысл задаваемых тебе вопросов и желательно сильно не заикаясь дать более или менее подходящий ответ в отведенные 5 минут…
    Чем ближе к защите, тем больше выступлений тебе придется делать… И тем спокойнее они для тебя начнут проходить… Хотя остаточные явления волнения и будут присутствовать, но переносить тебе их будет уже намного легче…

    Кроме того, ты поймешь что такое «отвечать за свои слова» в буквальном смысле этих слов… Ибо наука не терпит неточностей, и за каждый неправильно употребленный термин либо ты сам будешь чувствовать себя идиотом, либо тебе об этом тонко намекнут…
    Волей не волей, но все это вырабатывает привычку задумываться над своими словами и в обычной жизни… Что, в принципе, есть хорошо…
    Плохо то, что ты автоматом задумываешься и над чужими словами… И твоя репутация автоматом катится к понятию «зануда»…
    «И вам-таки это надо?» (с) некий Рабинович.

    3. Развитие навыков самостоятельной работы…
    Это самое сложное… Тут говорить можно много и не сказать ничего…
    Короче, если ты не являешься большим начальником (что вряд ли), то никто тебе диссертацию не напишет… Значит надо самому придумывать, ставить, описывать эксперимент, ковыряться в литературе, причем все это делать без малейшего проблеска света в конце туннеля… Очень тяжело себя заставить, правда если есть неподдельный интерес посмотреть что будет «если эту фигню, размешать в том растворе и поджечь...» то работать становится намного легче. Но все равно, на целый диссер этого энтузиазма не хватает… Особенно, когда нужно не только «посмотреть как фигня бабахнет», а еще все «запротоколировать, описать, проанализировать, сделать выводы, учесть все замечания и т.д., и т.п. ....»
    Короче после этих мук, ты очень четко представляешь что такое ученые настоящие, а что такое те у которых «шерсть на ушах растет, с прозеленью» (с) бр.Стругацкие…

    4. Поездки по миру, в том числе и за рубеж…

    Как ни странно, но наиболее лояльно во всем мире относятся именно к ученым… Отношение отчасти сходное к чувствам, вызываемым неким неполноценным от природы субъектом. Что, наверное, соответствует истинному положению вещей, ибо теоретически настоящий ученый — не от мира сего, а практически — процент людей с различного рода физическими и психическими отклонениями в науке как в отрасли, наверное, один из самых высоких…

    Так вот, начнем с того, что по приглашениям на семинары, конференции, работу от университетов и иных научных организаций из-за рубежа некоторые посольства вообще не берут пошлину за визу (например, Германии), а подавляющее большинство других берут в несколько раз меньше. Во-вторых, открывают тебе эту визу с минимальными временными и прочими издержками… Для примера, обратная ситуация — обращение в посольство молодого человека за визой с целью попутешествовать по стране назначения автостопом…

    Вариантов различных конференций по твоей тематике и не очень — не просто много, а очень много… Где хочешь, и когда хочешь — и на Канарах, и на Гаваях и в прочих курортных и не очень местах. Было бы желание и возможности. У буржуев вообще широко распространена практика совмещения полезного с приятным и во время конференций атмосфера самая дружелюбная и располагающая…

    Если ты действительно пахал и что-то заслуживающего внимание наковырял, то твои труды рано или поздно оценят. На тех же конференциях ты познакомишься с массой людей — полезных и не очень. С кем-то у тебя заведутся контакты… Но это скорее правило для любой профессиональной среды — специалисты в одной области обычно друг друга если очно и не знают, то о существовании конкурентов точно представление имеют…

    А дальше — мир у твоих ног. Хочешь — работай в международном коллективе над общей проблемой, консультируясь по е-мейлу. Хочешь — ищи варианты на стажировки от месяца до трех. Можешь поступить в западную аспирантуру если здесь не судьба.

    После защиты вариантов попутешествовать и поработать обычно больше, но здесь имеют место уже иные факторы — семья, ребенок, старики родители и т.п.

    Ну и если брать крайний вариант — оставление нашей хмурой Родины на совсем, то можно, по крайней мере, “сориентироваться на местности”, где тебе больше нравится и где на тебя больший спрос. Хотя бы в глобальном смысле…
    Хотя по своему опыту могу сказать, чем больше узнаешь о реалиях забугорной жизни тем меньше желание там надолго оставаться. В конце концов булка хлеба с маслом, и даже может быть и с икрой (кому как повезет) — не есть самое главное в жизни…